Лексические особенности публицистического стиля
Главным фактором, влияющим на
особенности публицистического стиля, является его двойная функция:
информирование общества и стремление оказать на него воздействие. Необходимость
максимально быстро сообщить и оценить новую информацию, адресованную массовой
аудитории, заставляет автора искать способы выражения мысли, общепонятные и в
то же время привлекающие внимание. В связи с этим на разных языковых уровнях
проявляется сочетание стандартных, привычных средств выражения и
выразительных, эмоциональных единиц языка. Такое сочетание
определяет все основные качества публицистического стиля: информационная
достоверность, логичность, строгая обоснованность, общедоступность,
оценочность, образность, при- зывность.
Общие качества публицистического
стиля определяют широкий набор языковых средств, использующихся в текстах
различных публицистических жанров.
Графические средства подчеркивают логичность путем
рубрикации, членением на абзацы, разнообразными шрифтовыми выделениями.
Использование цитат и ссылок на мнение авторитетных лиц или указания па
компетентные источники поддерживают информационную достоверность.
Оценочность и образность на
графическом уровне обеспечиваются броским оформлением заголовков и
подзаголовков, которые не только обозначают тему, но и привлекают
внимание: «Как болеть с выгодой?»', «А надо ли?»;
«Кто, кто ... Радиатор в пальто»; «Суд присяжных, кто кого?». Выразительность
заголовков часто усиливается за счет использования яркого цвета.
Лексические средства публицистического стиля отличаются
необыкновенной широтой тематики, поскольку отражают разные вопросы, попавшие в
центр общественного внимания: строительство дорог, открытие культурного центра,
спортивные события, реклама товаров и услуг. Требование информационной
достоверности и строгой обоснованности изложения диктует
необходимость включать в текст слова заданной тематики и даже специальную
лексику, требующую пояснений. Так, в публицистических текстах широко
используется общественно-политическая лексика (фракция, коалиция,
законопроект, федерализм, консерватизм, парламентские слушания, общественный
контроль, демократические ценности); общенаучная терминология (фактор,
сознание, исследование, метод); экономические термины (бюджет,
инвестиции, инфляция, аукцион, лицензирование, банкротство); слова
военной сферы (боевик, боевой вылет, бомбардировка, взрывчатка,
минирование, снайпер, обстрел) и др.
Для создания эффекта достоверности авторы
часто указывают даты, включают в тексты статистические сведения.
Общедоступность обеспечивается широким
использованием общеупотребительных слов (власть, жители, помощь,
безопасность, порядок). Усиливает общедоступность публицистических
текстов включение слов и фразеологизмов с разговорной окраской (электричка,
зачетка, возиться, довести до белого каления, насильно мил не будешь, белая
ворона и т.д.).
Особую роль в обеспечении
общедоступности играет широкое использование в печати речевых стандартов. Речевой
стандарт — это устойчивое и воспроизводимое в готовом виде средство,
которое экономно выражает мысль и способствует ее быстрой передаче (горячая
точка, чрезвычайная ситуация, коррупционная составляющая, мирная инициатива,
соглашение о сотрудничестве).
Для усиления выразительности текстов,
увеличения силы воздействия на читателя и создания таких стилевых черт
публицистики, как оценочностъ, образность, призывность,
используется целый комплекс языковых средств. Это прежде всего
эмоционально-экспрессивная лексика (зачинщик, бездельничать, паника,
скандалить, горе-руководители, победители, триумф) и слова в
переносном значении (политический спектакль, нравственное разложение,
галопирующее обнищание).
Широко используются в
публицистическом стиле такие выразительные средства языка, как тропы. Например,
метафора (торпедировать переговоры, стена недоверия), эпитет (продажная
пресса, дикий капитализм), сравнение (Париж: женщины раскрылись,
как цветы, Коррупция подобна спруту), метонимия и синекдоха (Белый дом
заявил, Кремль принял ответные меры) и др.
Особое место в публицистическом стиле
занимают неологизмы. Именно СМИ становятся главным
популяризатором новых слов, которые могут впоследствии войти в состав
литературного языка, как эго произошло, например, с лексемами федералы,
думцы, /сон- трактники.
Оценочность, образность, призывность поддерживаются в
публицистике языковой игрой, при которой автор осознанно
нарушает нормы языка для создания эффекта неожиданности и смыслового
акцента: Тела давно минувших дней; Нефть под ОПЕКой США
(обыграна аббревиатура ОПЕК)', Нас снова ОСКАРбили (отсылка к американской
кинопремии «Оскар»).
Отличительной чертой
публицистического стиля является необычность лексической сочетаемости: в
сочетании сталкиваются слова, несовместимые по значению или
эмоционально-стилистической окраске (апостол невежества, рыцарь грабежа,
повторяемое неповторимое, информационный экстаз).
Комментарии
Отправить комментарий