Лексические особенности публицистического стиля

Главным фактором, влияющим на особенности публицистического стиля, является его двойная функция: информирование общества и стремление оказать на него воздействие. Необходимость максимально быстро сообщить и оценить новую информацию, адресованную массовой аудитории, заставляет автора искать способы выражения мысли, общепонятные и в то же время привлекающие внимание. В связи с этим на разных языковых уровнях проявляется сочетание стандартных, привычных средств выражения и выразительных, эмоциональных единиц языка. Такое сочетание определяет все основные качества публицистического стиля: информационная достоверность, логичность, строгая обоснованность, общедоступность, оценочность, образность, при- зывность.

Общие качества публицистического стиля определяют широкий набор языковых средств, использующихся в текстах различных публицистических жанров.

Графические средства подчеркивают логичность путем рубрикации, членением на абзацы, разнообразными шрифтовыми выделениями. Использование цитат и ссылок на мнение авторитетных лиц или указания па компетентные источники поддерживают информационную достоверность.

Оценочность и образность на графическом уровне обеспечиваются броским оформлением заголовков и подзаголовков, которые не только обозначают тему, но и привлекают внимание: «Как болеть с выгодой?»', «А надо ли?»; «Кто, кто ... Радиатор в пальто»; «Суд присяжных, кто кого?». Выразительность заголовков часто усиливается за счет использования яркого цвета.

Лексические средства публицистического стиля отличаются необыкновенной широтой тематики, поскольку отражают разные вопросы, попавшие в центр общественного внимания: строительство дорог, открытие культурного центра, спортивные события, реклама товаров и услуг. Требование информационной достоверности и строгой обоснованности изложения диктует необходимость включать в текст слова заданной тематики и даже специальную лексику, требующую пояснений. Так, в публицистических текстах широко используется общественно-политическая лексика (фракция, коалиция, законопроект, федерализм, консерватизм, парламентские слушания, общественный контроль, демократические ценности); общенаучная терминология (фактор, сознание, исследование, метод); экономические термины (бюджет, инвестиции, инфляция, аукцион, лицензирование, банкротство); слова военной сферы (боевик, боевой вылет, бомбардировка, взрывчатка, минирование, снайпер, обстрел) и др.

Для создания эффекта достоверности авторы часто указывают даты, включают в тексты статистические сведения.

Общедоступность обеспечивается широким использованием общеупотребительных слов (власть, жители, помощь, безопасность, порядок). Усиливает общедоступность публицистических текстов включение слов и фразеологизмов с разговорной окраской (электричка, зачетка, возиться, довести до белого каления, насильно мил не будешь, белая ворона и т.д.).

Особую роль в обеспечении общедоступности играет широкое использование в печати речевых стандартов. Речевой стандарт — это устойчивое и воспроизводимое в готовом виде средство, которое экономно выражает мысль и способствует ее быстрой передаче (горячая точка, чрезвычайная ситуация, коррупционная составляющая, мирная инициатива, соглашение о сотрудничестве).

Для усиления выразительности текстов, увеличения силы воздействия на читателя и создания таких стилевых черт публицистики, как оценочностъ, образность, призывность, используется целый комплекс языковых средств. Это прежде всего эмоционально-экспрессивная лексика (зачинщик, бездельничатьпаника, скандалить, горе-руководители, победители, триумф) и слова в переносном значении (политический спектакль, нравственное разложение, галопирующее обнищание).

Широко используются в публицистическом стиле такие выразительные средства языка, как тропы. Например, метафора (торпедировать переговоры, стена недоверия), эпитет (продажная пресса, дикий капитализм), сравнение (Париж: женщины раскрылись, как цветы, Коррупция подобна спруту), метонимия и синекдоха (Белый дом заявилКремль принял ответные меры) и др.

Особое место в публицистическом стиле занимают неологизмы.  Именно СМИ становятся главным популяризатором новых слов, которые могут впоследствии войти в состав литературного языка, как эго произошло, например, с лексемами федералы, думцы, /сон- трактники.

Оценочность, образность, призывность поддерживаются в публицистике языковой игрой, при которой автор осознанно нарушает нормы языка для создания эффекта неожиданности и смыслового акцента: Тела давно минувших днейНефть под ОПЕКой США (обыграна аббревиатура ОПЕК)', Нас снова ОСКАРбили (отсылка к американской кинопремии «Оскар»).

Отличительной чертой публицистического стиля является необычность лексической сочетаемости: в сочетании сталкиваются слова, несовместимые по значению или эмоционально-стилистической окраске (апостол невежества, рыцарь грабежа, повторяемое неповторимое, информационный экстаз).



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.