Основные черты языка газеты

 


Произведения публицистического стиля чаще всего доходят до адресата через средства массовой информации (СМИ), к которым относятся телевидение, радио, печатные издания (газеты, журналы) и электронные (Интернет). Как следует из названия, главной задачей СМИ является передача информации адресату. 

       В рамках публицистического стиля широкое распространение получила его газетно-журнальная разновидность.

В зависимости от функционального назначения газеты делятся:

· на общеполитические;

· отраслевые;

· развлекательные;

· рекламные;

· по территории распространения - на общегосударственные, региональные и местные;

· по времени выпуска - на утренние и вечерние;

· по периодичности - на ежедневные и еженедельные.

Журнал представляет собой периодическое и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеет постоянную программу.

  Газетная информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Для актуальности информации значим временной фактор – информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки. Этим можно объяснить такие характерные черты публицистики, как консервативность и подвижность: с одной стороны, в речи публицистов присутствует большое количество штампов, а с другой проявляется стремление к поиску и использованию новых языковых средств.

      Основные черты языка газеты:

1) «экономия» языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности текста;

2) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость (газета – один из наиболее распространенных видов массовой информации);

3) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики;

4) использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;

5) жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально-экспрессивной лексики;

6) совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официального, художественного, разговорного), обусловленное разнообразием тематики и жанров; 

7) использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности, средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).

Безусловно, не все указанные черты равномерно представлены в газетных жанрах, и не все они характерны только для публицистического стиля. Твердая стилевая закрепленность лексических и грамматических средств – явление сравнительно редкое. Однако преимущественное их употребление в том или ином стиле, приспособление слов, оборотов, конструкций одного стиля для целей другого, т.е. их функциональное использование, составляют примету данного стиля. Стилистическую функцию нередко выполняют заголовки статей, корреспонденций, информационных заметок, отличающиеся разнообразием синтаксических структур (номинативность названий, использование неопределенно-личных и  безличных предложений; предложений двусоставных и неполных; предложных и беспредложных словосочетаний т.д.). Приведем примеры заголовков: «Драгоценное наследие»,  «Мы – одна команда»,  «Регион особого значения», «Обратная связь»,  «Дом, где согреваются сердца»,  «Подстраховка для страховки», «Когда игра стоит свеч».

Различие в стилистической характеристике отдельных газетных жанров связано с их функциональным назначением. Так, отдельные жанры преследуют, в первую очередь, информативные цели и по приемам подачи материала сближаются с деловой речью. Но даже и в этих пределах имеется различие, например, между заметкой, информационной корреспонденцией и репортажем. В заметке обычно дается почти протокольное сообщение о каком-либо факте, перечисляются события, но не представлено их описание или объяснение. Отсюда – сжатость изложения, использование слов только в прямом (номинативном) значении, не выраженная (или выраженная незначительно) индивидуальность авторского стиля.

Помимо характеристики особенностей стиля, в рассмотрении данного вопроса имеет существенное значение  понятие жанр.  Жанр (от фр. genre –род) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий.  

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.