Виды и жанры публичной речи
Есть несколько видов публичной речи, каждый из которых
играет свою роль и используется в определенных ситуациях.
1. Социальная речь чаще
всего используется на праздниках. Она помогает выразить родственные или
общественные связи. Среди самых популярных вариантов социальной публичной речи
– праздничные тосты, поздравления или речь на похоронах, поминках.
2. Публичная речь
используется в религии. Когда церковный служитель проводит проповедь, общается
с прихожанами, он прибегает к церковному красноречию. В отличие от других
разновидностей публичной речи, этот вид речи может не содержать логику,
аргументы.
3. Полная противоположность
церковному красноречию – судебное. Основной чертой этого вида публичных
выступлений является четкая логика речи, изложение фактов и использование
терминов, аргументов.
4. Также существуют
академическое и политическое выступление перед публикой. В первом случае оратор
стремится донести до слушателей информацию в форме лекции. Во втором случае
разновидность публичной речи используется во время митингов и дебатов.
Существует вторая классификация публичных выступлений. Она
основана на разделении всех выступлений по цели:
В
зависимости от преобладающей цели выступления различают следующие виды и жанры публичной речи:
информационная (доклад, лекция, рассказ и т.д.), убеждающая (судебная, политическая,
парламентская речь, проповедь, реклама и т.д.), воодушевляющая (речь
полководца, напутственная речь и т.д.), агитационная (речь на митинге,
предвыборная речь и т.д.), развлекательная (тост, речь конферансье и т.д.).
·
Информирующий тип. Задача оратора – донести до слушателей
сведения. Эта форма монолога встречается во время конференций, выступлений
руководителя перед подчиненными, а также во время обучения;
·
Убеждающий тип. Задача оратора – не просто донести до слушателей
информацию, но убедить их в правильности информации. Такой тип публичных
выступлений используется на тренингах по мотивации или во время выступления
руководителя;
·
Воодушевляющая (эпидейктическая) речь - это речь
торжественная, призванная возбудить у аудитории высокие чувства. Цель её - воодушевление
и сплочение аудитории;
· Агитационная речь – это речь, выражающая какие-либо
партийные идеи, лозунги, имеющая четкую целеустановку и побуж-
дающая своих адресатов к организованным активным действиям. Тексты а.р. отражают дифференцированный подход к различным слоям населения сучетом их социального статуса, культурного уровня, рода занятий, настро- ений и запросов;
·
Развлекательный тип. Благодаря развлекательным монологам оратор
удерживает внимание аудитории. Самый известный пример подобных выступлений –
тосты на праздниках и юмористические шоу.
На практике «чистый» тип
публичного выступления встречается редко. Если монолог длительный, задача оратора
– удержать внимание публики, поэтому в процессе выступления он меняет
тональность, чередует и комбинирует типы.
Еще одна классификация публичных выступлений
базируется на их форме. Перечислим основные виды:
· доклад. Речь длительная, заранее готовится оратором. Благодаря
предварительной подготовке речь имеет четкую структуру, цель, задачи.
Выступление с докладом длится от десяти минут до трех часов;
· короткое выступление, по наличию структуры схожее с докладом,
считается сообщением. Оно длится менее десяти минут, но также используется для
донесения проблемы с ее кратким изложением;
· выступление до пяти минут может быть заранее подготовлено, тогда
оно будет похоже на сообщение. Также короткое выступление может быть импровизированным.
Главное – выступлением считается речь на заранее заданную тему;
· лекция – это монолог одного человека. Оптимальная длительность для
этого вида выступлений составляет 90 минут;
·
беседа – это публичное выступление, в котором участвует не только
оратор, но и слушатели. Этот тип предполагает определенную структуру – сначала
оратор выступает в форме монолога, в конце выделяется время для вопросов
аудитории или ее мнений. Временных рамок для беседы не существует.
Класс👏
ОтветитьУдалитьОчень полезная статья, спасибо
ОтветитьУдалить