Красноречие в Древнем Риме
С III в до н. э. под
влиянием греческой начинает развиваться римская риторика. Владение
живым словом в республиканском Риме было важным условием для активной
политической и социальной жизни свободного гражданина: все дела решались
дебатами в народном собрании, сенате, суде, где каждый мог выступать.
Выдающийся древнеримский ритор, чье имя еще в древности стало
нарицательным для оратора, Марк Туллий Цицерон (106-43
гг. до н.э.) писал: « Есть два искусства, которые могут поставить человека на
самую высокую ступень почета: одно искусство – искусство полководца, другое –
искусство хорошего оратора». Он отмечал, что на человека, владеющего
словом, в Риме смотрели как на бога.
Свой практический опыт
Цицерон обобщил в трех книгах по риторике («Об ораторе», «Брут»,
«Оратор»). Основные положения важны и для современного оратора:
1. Речь оратора должна
быть «способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости,
второе служит удовольствию, третье ведет к победе – ибо в нем больше всего средств
к тому, чтобы выиграть дело».
2.«Поэтами рождаются,
ораторами становятся» (лат. Poetae nascuntur, oratores fiunt).
Оратор должен иметь широкое образование, эрудицию, знать теорию ораторского
искусства; постоянно практиковаться в речи, выполнять разнообразные упражнения.
3.Для действенности
речи необходимо сочетать рациональное и эмоциональное; учитывать интересы
и особенности аудитории.
Древнеримский
оратор Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) в трактате
«Образование оратора», основываясь на опыте предшественников и своей
риторической практике, изложил систему обучения ораторскому мастерству
ребенка с самого раннего возраста. Его советы и наставления используются
в большинстве современных учебников по риторике:
1. Развивать
природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием.
2. Начинать и
заканчивать речь сильными аргументами; «говорить только о тех вещах,
которые знаешь».
3. Успех оратора
обеспечивают жесты, мимика, осанка, телодвижения, дыхание, голос.
4. Каждый оратор
должен исходить из особенностей своего характера и темперамента, а не
слепо подражать ораторам, манера которых чужда его личности.
В Древней Греции
риторика - это «искусство убеждения», в Древнем Риме предпочтение
отдавалось хорошей красивой речи, «искусству говорить хорошо» (убедительно и
красиво), а позже – искусству говорить красиво.
В античности
красноречие рассматривалось и как наука, и как искусство. Античная риторика
является классической риторикой, поскольку ею были выработаны основные понятия,
правила и законы, которые использовались и развивались во все
последующие времена, включая современную риторику: правила построения
речи, риторический канон (этапы речи – от замысла до произнесения), учение о
3-х составляющих красноречия (оратор, речь, аудитория), учение об этосе, логосе
и пафосе.
Этос. Оратор и слушатели
должны руководствоваться общими этическими нормами (правовыми:
«справедливо-несправедливо»; моральными: «достойно-недостойно»; нравственными:
«хорошо-плохо»). Это создает благоприятные условия общения.
Логос. Необходимо использовать
логические средства убеждения. Речь должна быть логична. Издревле была дилемма:
воздействовать на слушателей аргументами, которые им близки и они их
разделяют, или выдвигать доводы, которые правильны для оратора, но
неприемлемы для аудитории. Некоторые древние ораторы пострадали за
открытое высказывание своих убеждений, которые шли вразрез с убеждениями
правящих: Сократ был приговорен к смерти и отравлен, Аристотель умер в
изгнании, Цицерон казнен.
Пафос в отличие от этоса и
логоса должен влиять не на разум, а на чувства слушателей, чтобы
настроить их на принятие нужного решения и совершение конкретного действия.
Спасибо за информацию💛
ОтветитьУдалитьочень интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за информацию
ОтветитьУдалить