Красноречие в Древнем Риме

 



С III в до н. э. под влиянием  греческой начинает  развиваться римская риторика. Владение живым словом в республиканском Риме было важным условием для активной политической и социальной жизни  свободного гражданина: все дела решались дебатами в народном собрании, сенате, суде, где каждый мог выступать. Выдающийся  древнеримский ритор, чье имя еще в древности  стало нарицательным для оратора,  Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) писал: « Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно искусство – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора». Он отмечал, что на человека, владеющего словом,  в Риме смотрели как на бога.

Свой практический опыт Цицерон обобщил в трех книгах по риторике («Об ораторе»,  «Брут», «Оратор»). Основные положения  важны и для современного оратора:

1. Речь оратора должна быть «способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе – ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело».

2.«Поэтами рождаются, ораторами становятся» (лат.  Poetae nascuntur, oratores fiunt). Оратор должен иметь широкое образование, эрудицию, знать теорию ораторского искусства; постоянно практиковаться в речи, выполнять разнообразные упражнения.

3.Для действенности речи  необходимо сочетать рациональное и эмоциональное; учитывать интересы и особенности аудитории.

Древнеримский оратор Марк Фабий  Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) в трактате «Образование оратора», основываясь на опыте предшественников и своей  риторической практике, изложил систему обучения ораторскому мастерству  ребенка с самого раннего возраста. Его советы и наставления используются  в большинстве современных учебников по риторике:

1. Развивать  природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием.

2. Начинать и заканчивать речь сильными аргументами; «говорить  только о тех вещах, которые знаешь».

3. Успех оратора обеспечивают жесты, мимика, осанка, телодвижения,  дыхание, голос.

4. Каждый оратор должен исходить  из особенностей своего характера и темперамента, а не слепо подражать ораторам, манера которых чужда его личности.

В Древней Греции риторика  - это «искусство убеждения», в Древнем Риме предпочтение отдавалось хорошей красивой речи, «искусству говорить хорошо» (убедительно и красиво), а позже – искусству говорить красиво.

В античности   красноречие рассматривалось и как наука, и как искусство. Античная риторика является классической риторикой, поскольку ею были выработаны основные понятия, правила и законы, которые  использовались  и развивались во все последующие времена, включая  современную риторику: правила построения речи, риторический канон (этапы речи – от замысла до произнесения), учение о 3-х составляющих красноречия (оратор, речь, аудитория), учение об этосе, логосе и пафосе.

Этос. Оратор и слушатели должны руководствоваться общими  этическими нормами (правовыми:  «справедливо-несправедливо»; моральными: «достойно-недостойно»; нравственными: «хорошо-плохо»). Это создает благоприятные условия общения.

Логос. Необходимо использовать логические средства убеждения. Речь должна быть логична. Издревле была дилемма: воздействовать на слушателей аргументами, которые им близки и  они их разделяют,  или  выдвигать доводы, которые правильны для оратора, но неприемлемы для аудитории. Некоторые древние ораторы  пострадали за открытое высказывание своих убеждений, которые  шли вразрез с убеждениями правящих: Сократ был приговорен к смерти и отравлен, Аристотель умер в изгнании, Цицерон казнен.

Пафос  в отличие от этоса и логоса  должен влиять  не на разум, а на чувства слушателей, чтобы настроить их на принятие нужного решения и совершение конкретного действия.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.