Античная (классическая) риторика

 


Античная риторика  - это риторика, которая формировалась и развивалась в Древней Греции, а затем  в Древнем Риме.

Древняя Греция. Древнегреческая демократия  предполагала активное участие всех граждан в социально-политической жизни страны: выступление в народном собрании, совете пятисот,  народном суде. Человек  мог  живым словом  убедить в своей правоте и разгромить оппонента,  защитить  себя и доказать вину другого, раскрыть суть дела  и способствовать его успешному решению, выиграть дело, повести полки за собой.

Первыми  учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в до н.э.).  Они  готовили  молодежь  к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников  умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя  софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках,  т.е. умышленно ошибочных рассуждениях.  Софизм  строился на внешнем сходстве явлений,  преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий.

Примеры софизмов:

1. Вор не желает приобрести  ничего дурного. Приобретение хорошего  есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

2. Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит. 3. То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога.

Софисты все истины подвергали сомнению, считали, что каждый человек имеет свою  особую истину (Протагор);  нет истинных высказываний,  все высказывания людей – ложны (Ксениад). Уловки в доказательстве, разработанные софистами, используются и в современной риторической практике, но в  более скрытой форме, поэтому  их сложно сразу обнаружить.

Софисты справедливо утверждали, что для владения живым словом необходимо  не только развивать логическое мышление, но и  совершенствовать технику  речи (четкое произношение, достаточная громкость, определенный темп) и культуру речи (правильность, качественность). И это положение в  риторике  осталось незыблемым.

В 440-е годы до н. э. с софистами общался Перикл (494-429 гг. до н. з.). Они первыми начали обучать красноречию, и он мог многому от них научиться.  С молодых лет Перикл выступал в качестве оратора в народном собрании и судах, сразу снискав себе репутацию искусного мастера красноречия. Прославился он и как государственный деятель. Именно он инициировал строительство Парфенона. Платон называл Перикла «прекрасным оратором», человеком, который «всех превзошёл в красноречии». За свой ораторский дар Перикл был прозван «Олимпийцем».

Перикл  был крупнейшим греческим оратором «дориторической» эпохи, когда искусство красноречия ещё не стало предметом преподавания. Он, как и другие ораторы его времени, опирался главным образом на импровизацию и не записывал своих речей. Никаких сочинений Перикла не сохранилось.  Красноречие Перикла было его природным талантом, а не результатом специального обучения, так как ораторское искусство и политика им изучались поверхностно.  

Сократ  (470 – 399 гг. до н.э.) и его ученик Платон (427 -347 гг. до н.э.) критиковали  софистов, считали, что риторика должна быть связана с поиском объективных истин, проверенных человеческим опытом: «Кто не знает истины, а только гоняется за мнимыми представлениями о ней, у того и само искусство красноречия будет, естественно, нелепым и грубым». Они  положили начало риторике как искусству открытия и доказательства объективной истины.

Для поиска истины Сократ использовал диалоги, основой которых  была ирония.  Философ называл свой метод  познания  истины через   умело поставленные вопросы  и полученные на них ответы  майевтикой  («рождение истины»). Согражданам он задавал вопросы, ответы на которые   обнаруживали их невежество, показывали, что они не имеют истинных знаний, хотя претендуют на это: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Истинная цель диалогов  -  не унизить или оскорбить человека, а помочь   ему узнать себя, стать свободным, проявить свой творческий потенциал.  Многим, с кем Сократ вступал в диалог,  не  нравилось чувствовать себя  невеждой. Жизнь его закончилась трагически -приговорили  к смерти через принятие яда.

Демосфен (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий оратор, который собственным примером показал, что ораторами  не рождаются – ими становятся, т.е. оратором может стать каждый, кто не пожалеет времени и труда. Первые выступления были неудачны и привели к полному разорению, поскольку он не мог доказать свое право на имущество, принадлежащее его умершим  родителям. Он не владел техникой и культурой речи,  не учел аргументы оппонентов, не готовил выступление.  Кроме того,  у него была нарушена дикция,  из-за физической слабости он тихо говорил. Демосфен сделал из себя оратора: ежедневно упражнялся в технике речи, заучивал наизусть выступления известных ораторов, использовал  их приемы, постоянно работал над совершенствованием  формы и содержания  своих текстов. Вскоре он был  признан одним из  главных риторов (ораторов) в Древней Греции. Благодаря его речам против царя Македонии Филиппа во всех языках мира  известно слово  «филиппика»  – гневная, обличительная речь.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), ученик Платона,  сформулировал всеохватывающий  характер риторики: она необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни человека, так и в делах государственного значения, в профессиональных делах;  определил искусство красноречия "как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета."

 В своем труде «Риторика»  он рассматривал три основные ее составляющие,  которые актуальны и сейчас:

1. Оратор.  Определенные личные качества и особенности оратора вызывают  доверие слушателей, что  помогает  ему вернее достичь  своей цели.

2. Речь. Технические стороны риторики: способы выражения мысли, а также  построение  речи (предисловие, рассказ, доказательство, заключение). Аристотель справедливо утверждал: «Ясность – главное достоинство речи».

3. Аудитория. Выявил принципы, на основе которых  оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.

Аристотель создал  Ликей (совр. лицей)  - школу  в современном ее  понимании (были определены место и время для занятий,  программа, состав учеников и др.). До этого времени ораторы обучали, разгуливая по берегу реки, используя подручные материалы для совершенствования риторических навыков и умений своих учеников, например,  речные камешки для отработки техники речи.

Для древнегреческих ораторов риторика -  это искусство доказательства,  наука о способах убеждения, которой нужно постоянно учиться. В  этот период  формируются социально-политическое и судебное направления в красноречии.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.