Задания творческого характера по практическому курсу русского языка
Задание 1.
Определите тип речи данного текста. Трансформируйте его, добавив в него
элементы повествования.
Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из
окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на
посветлевшем небе. На темном фоне гор проносились только отдельные
горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. Ленские
струи, еще не замерзшие, но уже тяжелые и темные, сталкивались в тесном русле,
заворачивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и
рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели... Холодный предутренний
ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепел нашу одежду и сердито мчался
дальше... (В.Короленко)
Задание 2.
Привнесите элементы рассуждения в предложенный текст.
Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи
осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскаленной мгле. Сумерки
настали быстро. Было совсем темно – ни одной звезды.
И вот в мертвенной тишине глухо и важно зашумели
ветлы, долетели испуганные крики грачей. Шум становился все громче,
торжественнее. Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома. Где-то
бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели
стволы, качались невидимые вершины. (По А.Н.Толстому)
Задание 3.
Определите способ связи предложений в тексте. Составьте текст с аналогичным
способом связи.
Сколько превосходных слов существует в русском языке
для так называемых небесных явлений!
Летние грозы проходят над землей и заваливаются за
горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то
полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.
Радуги сверкают, над дымной, сырой далью. Гром
перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. (К.Паустовский)
Задание 4.
Установите стилевую принадлежность текста. Составьте текст данного стиля.
Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный
именно своей трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал
себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему
хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина
Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на
лоб, очень нравилась ему. После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и
мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно,
чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки,
- было так приятно, так ново... (А.П.Чехов)
Задание 5.
Какие элементы текста передают настроение и чувства главного героя? Опишите
один из снов, в котором вы испытывали аналогичные чувства.
Иногда казалось, что он на постоялом дворе в
Данкове, что ночной дождь шумит по навесу ворот и поминутно дергается, звонит
колоколец над ними, - приехали воры, привели в эту непроглядную темь его
жеребца и, если узнают, что он тут, убьют его. Иногда же возвращалось сознание
действительности. Но и действительность была тревожна. Старик ходил под окнами
с колотушкой, но то казалось, что он где-то далеко-далеко, то Буян,
захлебываясь, рвал кого-то, с бурным лаем убегал в поле и вдруг снова появлялся
под окнами и будил, упорно брехал, стоя на одном месте. Тогда Тихон Ильич
собирался выйти, глянуть: что такое, все ли в порядке. Но как только доходило
до того, чтобы решиться, встать, как гуще и чаще начинал стрекотать в темные
окошечки крупный косой дождь, гонимый ветром из темных беспредельных полей, и
милей отца-матери казался сон. (По И.А.Бунину)
Задание 6.
Какое слово в тексте является индивидуально-авторским неологизмом? Составьте
текст, поэтический или прозаический, используя собственные авторские
неологизмы.
В
смокинг вштопорен,
Побрит,
что надо,
по
гранд
по опере
гуляю
грандом.
Смотрю
в антракте -
красавка
на красавице... (В Маяковский)
Задание 7.
Определите тип текста. Составьте текст, прозаический или эпический, установленного типа речи.
Море
с голой степью говорило:
«Это
ты меня солончаками
И
полынью горькой отравила,
Жарко
дуя жесткими песками!
Я
ли не господняя криница?
Да
не пьет ни дикий зверь, ни птица
Из
волны моей солоно-жгучей,
Где
остался твой песок летучий!» (И.Бунин)
Спасибо за задания 💫
ОтветитьУдалитьПросто класс!
ОтветитьУдалитьспасибо!!!
ОтветитьУдалить