Современные тенденции развития разговорной речи
Одной из
основных форм коммуникации, которая используется в ситуациях непринужденного
повседневного общения на бытовые темы, является разговорная речь. Она не
относится к системе функциональных стилей, поскольку противопоставлена им по
целому ряду признаков. Для нее не характерны регламентированность,
стандартизованность и тяготение к письменной форме существования.
Каковы же
основные признаки разговорной речи? Разговорная речь носит, как правило, устный
характер. Воспринимать устный текст гораздо сложнее, нежели текст письменный,
так как у слушателя отсутствует возможность вернуться в какой-то определенный
момент речи еще раз. Кроме того, темп речи определяется не слушателем, а
говорящим, который вынужден мыслить и говорить одновременно, думать «на ходу».
Следствием этого является неплавность, фрагментарность устной речи, деление
одного предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных единиц. Именно в
разговорной речи допускается произношение слов в сокращенном виде (щас вместо сейчас, здрасьте вместо
здравствуйте), сокращение словосочетания до слова (Каширка вместо Каширское
шоссе).
Для устной речи характерно преимущественное
использование простых предложений, неупотребление конструкций, осложняющих
структуру предложения, в том числе причастных и деепричастных оборотов.
Упрощение речи, безусловно, связано с тем, что устная речь имеет спонтанный
характер, а умение говорить спонтанно, без предварительной подготовки – один из
признаков развития языковой личности. Частые паузы в речи, слова-паразиты (как бы, так), не связанные по смыслу фрагменты являются свидетельством
неразвитости языковых способностей говорящего.
Для разговорной
речи характерен непосредственный контакт, а это дает возможность
собеседникам обмениваться информацией не
только вербально, но и при помощи жестов и мимики, которые нередко могут
заменить слова полностью, напр., жесты головой вместо ответных реплик да и нет.
Разговорная
речь, помимо устной формы, имеет еще и письменную. Положение о том, что
разговорная речь существует только в устной форме, в настоящее время не вполне
соответствует действительности. Развитие письменной разговорной речи связано,
безусловно, с компьютерным общением. Сообщения, которыми обмениваются
пользователи всемирной сети, обладают всеми особенностями устной речи. Им
свойственны неподготовленность, линейный характер, ведущий к экономии речевых
средств, непосредственный характер речевого акта.
Термин письменная разговорная речь определяется
как своеобразная смесь письменного литературного и устного разговорного языка
(Валиахметова, 2001:7-9). Первым исследователем новой лингвистической
дисциплины, изучающей особенности языка Интернет, можно считать проф. Дэвида
Кристалла. В своей монографии «Language
and
the
Internet»
он предлагает назвать данную лингвистическую дисциплину интернет-лингвистикой
(Chrystal,2006: 20-23).
В Интернете язык
существует, как правило, в письменной форме, но темп речи в условиях
интерактивной сетевой коммуникации приближен к ее устной разновидности. Эта
особенность языка Интернет отмечалась и другими исследователями.
Практически
любой сайт или чат обнаруживает пробелы в орфографической, пунктуационной,
стилистической грамотности его создателей. Обращают на себя внимание нарушения
норм литературного языка на всех его уровнях (напр., на уровне лексики – частое
употребление просторечных слов, жаргонизмов: хакнуть, отмодерасить, забанить, джоб, пипл и т.д.).
В Интернет-речи
довольно часто отражаются на письме особенности разговорной фонетики
пользователей (щас, чё, ваще, токо). В некоторых случаях коммуниканты пытаются
запечатлеть в письменной форме интонационную окраску реплик не только с помощью
знаков-«смайликов», но и за счет обозначения растянутых гласных (ну-у-у-у, хм-м-м-м).
Еще одна
особенность Интернет-языка - образование
аббревиатур, что связано со скоростью набора текста. Перечислим наиболее
известные: IMHO
(«in
my
humble
opinion»
– по моему скромному мнению, в русском варианте – ИМХО); ЕВПОЧЯ («Если вы
понимаете, о чем я»); ЕМНИП («Если мне не изменяет память»); СЗОТ («Сорри за
оффтоп»); ТТТ («Тьфу-тьфу-тьфу») и др. Большая часть такого рода аббревиатур
связана с репликой-реакцией, с оценкой какого-либо текста или поста.
Активно
используются разные шрифты, регистр, прописные и строчные буквы. Для многих
прописные буквы являются аналогом громкости. Это свидетельствует о том, что
коммуникация в Интернете ставит задачу обогащения письменной формы языка.
Нередко
компьютерные письма, SMS-сообщения
пишут друг другу люди, которые имеют возможность непосредственного контакта с
адресатом или могут связаться с ним по телефону. Прибегают они в данном случае
к составлению письменных текстов потому, что ценятся они носителями языка
гораздо выше, нежели устный текст. Продуцируя письменную разговорную речь, мы
получаем возможность хорошо обдумать то, что хотели бы написать, можем изменить
текст, удалить его, начать писать заново. Так мы избавляемся от спонтанности
речи. При получении же ответного письма у нас уже есть возможность несколько
раз перечитать его, обдумать в деталях свой ответ.
Несмотря на то
что создание письменного текста требует от нас больших усилий, чем создание
текста устного, мы не отказываемся от этой возможности, поскольку любой
носитель языка испытывает потребность в том, чтобы говорить и писать красиво,
чтобы другие оценили его хороший слог. Именно в письменной речи мы можем
показать себя талантливыми рассказчиками, проявляем свою языковую
индивидуальность, свой стиль. Создавая письменные тексты даже на самые
обыденные темы, мы развиваем собственную языковую личность.
Литература
1.Валиахметова Д.Р. Письменная
разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса // Бодуэновские
чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф.
(Казань, 11-13 дек.
2.Виноградова Т.Ю. Специфика
общения в интернете // Русская и сопоставительная филология:
Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. С. 63-67
3.Кронгауз
М.А. "Лытдыбр" от блогера или как интеренет-язык делает
письменную речь формой существования разговорного языка / Максим Кронгауз//
Русский Мир.ru. - 2009. - № 6. - С.40-43.
4.Кузнецов А. В. Письменная
разговорная речь в онлайн-коммуникации [Текст] / А. В. Кузнецов // Молодой
ученый. — 2011. — №3. Т.2.
— С. 24-26.
5.Chrystal,
D. Language and the Internet 2006, Cambridge University Press. 257 p.
6.Davis,
Boyd H., and Jeutonne P. Brewer. 1997. Electronic discourse: linguistic
individuals in virtual space.Albany, NY: State University of New York Press.
217 p.
7.Ferrara,
K., Brunner H., Whittemore G. 1991. Interactive written discourse as an
emergent register. //Written Communication 8(1). 1991, p. 8-34.
👍👍👍
ОтветитьУдалитьСупер!
ОтветитьУдалить🔥🔥🔥
ОтветитьУдалить