Публицистика. Практика

 



Задание 1. Ниже представлены три текста, один из которых принадлежит к публицистическому стилю. Найдите этот текст и на его основе проанализируйте лексические, морфологические, синтаксические и текстовые особенности публицистического стиля. Используйте материалы, данные выше.

1. Познакомимся подробнее с березой, рассмотрим особенности ее строения, размножения, развития. Говоря о березе, мы будем иметь в виду два близких вида березы – повислую (Betula pendula) и пушистую (Betula pubescens). Они очень схожи между собой и по внешнему виду и по другим признакам и свойствам.

Береза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны. Такое широкое распространение ее объясняется тем, что она очень неприхотлива по отношению к климату. Малотребовательна береза и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах – начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ.

(По В. Петрову)

2. Самое популярное дерево у нас, конечно же, береза. Песенное дерево, дерево-символ. На что сосна приметна, а молодую ее частенько путают с одной и родственниц – елью. А белоствольную знают все, всегда, зимой и летом, в нежной зелени и осеннем золотом уборе береза остается березой. Она и от своей родни – ольхи и лещины – особняком стоит, но плод у всех троих – орех. Орех у лещины, у двух других орешек, а у березы он еще и с двумя полупрозрачными крылышками. У него и вкус, наверное, такой же, как у лесного ореха, да только меньше просяного зерна каждый. Сотни таких в каждой толстой сережке и поспевают рано…   

(По Л. Семаго)

3. Ее к земле сгибает ливень

Почти нагую, а она

Рванется, глянет молчаливо –

И дождь уймется у окна.

И в непроглядный зимний вечер,

В победу веря наперед,

Ее буран берет за плечи,

За руки белые берет.

Но, тонкую её ломая,

Из силы выбьются… Она,

Видать, характером прямая,

Кому-то третьему верна.

                                                                                       (С. Щипачев)

 

Задание 2. Какие лексические и морфологические особенности публицистического стиля можно выделить в следующем тексте? Почему автор прибегает к использованию лексики пассивной сферы употребления (диалектных слов, профессионализмов)?

Одним из популярных видов охоты на оленя является подманивание их в период гона (примерно с 15 сентября по 15 октября). Подманивание осуществляется вабиком, воспроизводящим звук, близкий к тому, который издаёт олень в период гона. Но трубить вабиком нужно более высоким и слабым звуком, чем голос трубящего взрослого оленя, чтобы не отпугнуть его.         

Много трубят, особенно утром и вскоре после полудня, молодые самцы. Но их лучше подманивать не вабиком, а голосом самки, который звучит как «эн», «ен» или «иен». Делать это нужно, зажав пальцами ноздри.

В период гона олень ищет лужи, в которых купается. Такие «купалки» могут подсказать охотнику место, куда чаще всего приходит олень и где можно его ожидать, приблизившись к нему с учётом направления ветра.

В период гона к самцу можно подобраться и по-другому, создавая шум, который обычно производят олени, ударяя рогами о стволы деревьев.  (По А.Б. Герцеру)

 

Задание 3. Раскройте скобки и выберите верный синоним, соответствующий лексическим нормам публицистического тиля. Прокомментируйте значение неполных синонимов и укажите их стилистическую отнесённость.

А. 1.  Первые… (отрывки, фрагменты) из романа К. Федина «Города и годы» появилась в … (печать, пресса) в 1922 году. 2. Все очерки запечатлели … (специфический, характерный) черты северной природы. 3. На совещании по этому вопросу министры заняли… (негативный, отрицательный) позицию, отклонив … (конструктивный, плодотворный) предложение. 4. Волнуясь о здоровье дочери, он советовался со (знающие, компетентные, сведущие) врачами. 5. Все свое внимание ученый … (сконцентрировал, сосредоточил) на исследовании физических характеристик плазмы.

Б. Человек… (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им… (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он… (назвал, объяснил, обозначил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь… (воспроизводит, определяет, отображает, фиксирует) все изменения, …(происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он… (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может… (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

 

Задание 4. Среди представленных словосочетаний выделите речевые клише, относящиеся к публицистической фразеологии. Укажите случаи лексической  несочетаемости.

1. Допустить  ошибку,  допустить  грубость,  допустить   недоделки,   допустить неосведомлённость,   допустить   дефекты,   допустить   низкое   качество   изделий. 2. Оказать    содействие,    оказать    доверие,    оказать дружбу,   оказать   воздействие,   оказать грубость,   оказать   невнимание,   оказать  заносчивость,   оказать   поражение. 3. Проявить заботу, проявить желание, проявить   дисциплину,   проявить   энергичность,   проявить медлительность,    проявить   уважение,   проявить   грубость,     проявить     порядок,     проявить     равнодушие. 4. Провести совещание, провести перестройку, про­вести контроль, провести организацию, провести за­вершение, провести помощь, провести оценку. 5. Достичь успеха, достичь намеченных рубежей, достичь выполнения, достичь повышения, достичь порядка, достичь послушания, достичь победы. 6. Изжить потери, изжить прогульщиков, изжить брак, изжить грязь в помещении, изжить бесхозяйственность, изжить низкое качество изделий.

 

Задание 5. В следующих речевые клише, относящихся к публицистической фразеологии,  представлен как плеоназм (речевая избыточность), так и стилистические ошибки. Проанализируйте словосочетания с этой точки зрения.

I. Увеличить уровень благосостояния, удешевить себестоимость, улучшить ветеринарное обслуживание животноводства, уменьшить уровень жизни, снизить продолжительность жизни, дешевые цены, главная  суть, повседневная   обыденность, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак,   вооружённая   перестрелка,  женские бюстгальтеры,  в конечном итоге.

II. Хронометраж времени, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, демобилизация из армии, необычный феномен, реальная действительность, период времени, ответная контратака, странный парадокс, моя автобиография, промышленная индустрия, форсировать строительство ускоренными темпами, пять человек шахтеров, восемь штук радиоприемников, февраль месяц, большая масса, двоякая дилемма, равные половины, автор своей статьи, глубокая бездна, первая премьера, потерпеть полное фиаско, горячий хот-дог, трансфер в гостиницу на автобусе.

III. Прямые параллели; реальный факт; устойчивое равновесие; российский рубль; насквозь пропитан; твёрдая гарантия.

 

Задание 6. В целях создания выразительности авторы газетных статей «разрушают» фразеологизмы, афоризмы и хорошо известные клише. Прочитайте следующие заголовки газетных статей и восстановите фразы, положенные в их основу.

1. Неделя начинается в полдень. 2. Страшнее белки зверя нет. 3. Свет мой, зеркальце, заткнись. 4. Генерал Максимов и вся ветеранская рать. 5. Истина в игре. 6. Клюшки наголо. 7. Буря болью нервы кроет. 8. Чем бы жена ни тешилась, лишь бы не била. 9. Взяточным рекам – законные берега! 10. Мой дядя самых зверских правил. 11. В товарищах уже давно согласья нет?

 

Задание 7. Разрушение и смешение фразеологизмов часто происходит в устной речи (в диалоге) как результат излишней торопливости говорящего и неумения справиться с раздражением, сильной эмоцией. Восстановите фразы.

1. Сейчас же спрячь зубы за язык! 2. Что ты первый раз с Луны свалился? 3. Живёте здесь, как свиньи в берлоге! 4. Что вы здесь стоите, у вас нет языка постучаться? 5. Что вы вытаращили на меня лицо? 6. Сапоги надо чистить с вечера, а утром надевать на свежую голову! 7. Не тяните резину в долгий ящик!

 

Задание 8. В публицистическом стиле активно используются иностранные фразеологизмы (запись их ведётся на латинице, произношение в некоторых случаях представляет сложность). Знание их и уместное употребление свидетельствует о высоком уровне речевой культуры. Прочитайте иностранные фразеологизмы, помещённые в приложении № 4, укажите сферы деятельности, в которых они могут быть употреблены, найдите среди них межстилевые.

 

Задание 9. Выучите иноязычные фразеологизмы (Приложение № 4) и поучаствуйте в командной игре на их активное использование. К доске выходят две команды знатоков, имея перед собой листы с записью текста фразеологизмов только на латинице (не более 15-и одинаковых фразеологизмов). Поочерёдно игроки команд должны верно прочитать фразеологизмы и выслушать их значение в интерпретации игроков второй команды. Допускается помощь зала. Выставляется рейтинг играющих. Следующие две команды используют очередные 15 фразеологизмов из списка. 

 

Задание 10. В следующих предложениях нарушена информативная точность за счёт ошибок в использовании многозначных слов и словосочетаний. Назовите словосочетания, создающие неуместный комизм.

1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 3. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли  налево. 4. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев. 5. Мощные рыбоперерабатывающие станции выпускают непосредственно в море рыбную продукцию. 6. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. 7. У нас на заводе только десять человек имеют личное клеймо. 8. В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне. 9. Сейчас судьи вынесут очки. Победу по очкам завоевал наш соотечественник. 10. Виновниками семейных вспышек обычно бывают взрослые, которые переносят грипп на ногах. 11. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 12. Недра Западной Сибири богаты залежами строительных материалов. 13. В заключение состоялся рекорд в беге. 14. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов. 15. Я вам зуб даю на отсечение, это у вас не получится. 16. «Странный ты человек: прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трех березах», – сказал мне мой начальник.17. Молодому специалисту все удается, должно быть, он родился под счастливой луной. 18. Давно надо было привести в порядок архив, но никак дело не доходит. 19. Молодая поросль наших фигуристов вышла на лед.

 

Задание 11. Какие особенности в области синтаксических норм и в построении текста публицистического стиля соблюдены, а какие нарушены»? Обратите внимание на фонетические особенности и устраните ошибки в звуковой организации речи (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайная рифма).

1. В связи с уточнением замера зазора в разделе четвертом подряд изъят. 2. Когда стали думать и гадать, что делать, чтобы ликвидировать сырость в свинарнике, вспомнили вдруг о заброшенном запарнике. 3. Над двадцатигектарной плантацией вздымаются дымы костров. 4. Выступающий управляющий щедро приводил примеры, доказывающие, что общение молодежи в общежитии оставляет желать лучшего. 5. Проверкой, проведенной комиссией, назначенной дирекцией, было установлено нарушение дисциплины в третьем цеху. 6. Организуем систематически тематические выставки. 7. Преемственность молодежи в славных делах подразделения помогает единению всего коллектива. 8. По окончании экспедиции по традиции в одном из дворцов культуры Северодвинска состоится отчет любителей подводного спорта перед своими земляками.

 

Задание 12. Обратите внимание на фонетические особенности публицистического стиля. Выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию и случайные звуковые повторы. Исправьте предложения, устраняя недочеты фоники и другие ошибки.

1. Предложенный проект призван обеспечить своевременный разворот работ на всех объектах. 2. Уполномоченный рассказывал рассказы о раскулачивании кулаков, и эти рассказы оказали влияние на казаков. 3. Можно пользоваться как свежегашеной известью, так и известью, используемой ранее при строительных работах. При применении последней следует следить, чтобы в почву вместе с известью не попал цемент.   4. Не боимся прямо сказать: если бы так всегда работалось, завалили бы завод коленвалами. 5. Информация о температуре выдается в виде, удобном для ввода в счетные, управляющие и направляющие устройства. 6. Последний взнос внесли в копилку российского спорта наши шашисты. 7. Четкий пас Пасечника четко использовал Тарханов. 8. На юге уже весна шагает широким шагом. 9. Цифры показывают положение, противоположное нормальному, и причиной тому является отсутствие достоверного учета.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.