Цель изучения орфографии в школе
Целью
изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности.
В школе формируется относительная орфографическая грамотность — умение применять
изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные
слова (слова с непроверяемыми гласными и согласными), включенные в школьный
учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность —
умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые
словарные слова. Многие лингвисты и методисты, например Лев Владимирович Щерба
и Михаил Викторович Панов, отмечали, что эта цель практически недостижима и что
абсолютно грамотных людей нет: в русском языке огромное количество сложных
правил и исключений из них, а также словарных слов, в том числе малоупотребительных, и невозможно знать их все, но человек грамотный
задумывается над написанием слов, осознанно применяет особо сложные правила,
пользуется справочником и орфографическим словарем. Искусство грамотности как
раз и состоит в том, чтобы понимать, где может быть допущена ошибка, и избежать
ее путем проверки, употребления правила или в крайнем случае неупотребления
этого слова.
Некоторые методисты отмечают, что целью
обучения орфографии является выработка навыка, то есть автоматизированного, а
не пропускаемого через сознание написания слов и их форм. Так, Алексей
Васильевич Текучев в своем учебнике «Методика русского языка в средней школе»
пишет, что «для того, чтобы быть орфографически грамотным, не допускать
орфографических ошибок, недостаточно знать принципы орфографии, правила, уметь
объяснить написание слов — все эти знания и умения надо обратить в навык». Но
это соображение не представляется бесспорным. Навык может быть выработан только
в том случае, если написание слова не требует анализа грамматической формы,
семантики слова или контекста его употребления, однако многие правила построены
именно на таком анализе. Таково, например, правило правописания н и нн в причастиях и отглагольных
прилагательных, где для правильного написания необходимо проанализировать не
только видовую принадлежность глагола, но и наличие зависимых слов. Таковы
правила правописания не с разными частями речи, выбор написания -тся и - ться и многие другие правила.
Орфографии в средней школе всегда
уделялось большое внимание. Но если несколько десятилетий назад задача
подготовки грамотных учащихся была чуть ли не единственной, то в последнее
время из-за акцентирования внимания на развитие связной речи ситуация несколько
изменилась.
Хотя орфография представляет собой
особый раздел языкознания, в школе она изучается не изолированно, а параллельно
с другими разделами языка. Так, некоторые орфографические правила изучаются в
связи с фонетикой (звонкие и глухие согласные), другие – в связи с изучением
состава слова и словообразования и т.д. Такой путь наиболее оправдан. Но в
10-11 классах и в вузах орфографические правила уже изучаются компактно,
изолированно от других разделов языка.
Основной курс орфографии в школе
подразумевает, что учащиеся должны: а) получить орфографические знания и б)
выработать орфографические умения и навыки.
Орфографические
умения — это такие умения,
которые обеспечивают грамотное написание слов. Перечислим их:
— умение
видеть орфограммы, то есть места в словах и между словами, где нужно выбрать
написания из нескольких вариантов (о или а, е или и, слитно или раздельно, ь
или ъ, с ь или без и т.д.). При этом правильным является только один вариант.
Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в
слове слышим на конце глухой согласный звук: зу[п], ле[ф] — это опознавательный
признак орфограммы-проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное» место,
учащиеся должны применить правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по
определённым признакам, и этому надо специально учить. Чаще всего именно
отсутствие этого умения мешает грамотно писать, потому что, зная правило, не
все видят в слове место, к которому его нужно применить.
— умение
выбирать написание, то есть применять орфографическое правило. Как только
ученик нашёл в слове орфограмму, то есть точку приложения орфографического
правила, он легко может это правило применить. Используем тот же пример: чтобы
выбрать букву на конце слов зу[п], ле[ф], учащийся подбирает проверочные слова
(зубы, львы), слышит отчётливо согласный звук перед гласным и пишет зуб, лев.
— умение
объяснять выбор написания устно и графически. Это умение нужно и когда ученик
пишет самостоятельно, и когда анализирует написанное не им. Для развития
данного умения, а также внимания и аналитических умений полезнее объяснять
выбор написания графически. Например, объясняя выбор букв б и в на конце слов
зу[п] и ле[ф], учащийся должен написать так: зуб — зубы; лев - львы (букву ы он в обоих случаях подчёркивает двумя
чертами, потому что в данном случае именно она помогает выбрать написание).
Делая такие обозначения, ученик переводит содержание правила (текст) в иную,
более краткую и наглядную форму, при этом «говорящую», так что и ему, и
педагогу понятно, почему сделан именно такой выбор.
— умение находить и исправлять ошибки. Данное умение базируется на трёх предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), учащийся должен проделать те же действия: убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам, применить правило, объяснить написание графически. Если в процессе такой проверки ребёнок сам находит свою ошибку и исправляет её, отметка не должна снижаться. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребёнку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.
Как всегда очень интересно и познавательно. Спасибо, Ольга Валерьевна! Будем стремиться к абсолютной грамотности
ОтветитьУдалитьвсё очень интересно и познавательно, спасибо!
ОтветитьУдалитьочень информативно! спасибо!
ОтветитьУдалить