Цель изучения орфографии в школе

 



Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность — умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова (слова с непроверяемыми гласными и согласными), включенные в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность — умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые словарные слова. Многие лингвисты и методисты, например Лев Владимирович Щерба и Михаил Викторович Панов, отмечали, что эта цель практически недостижима и что абсолютно грамотных людей нет: в русском языке огромное количество сложных правил и исключений из них, а также словарных слов, в том числе  малоупотребительных, и невозможно  знать их все, но человек грамотный задумывается над написанием слов, осознанно применяет особо сложные правила, пользуется справочником и орфографическим словарем. Искусство грамотности как раз и состоит в том, чтобы понимать, где может быть допущена ошибка, и избежать ее путем проверки, употребления правила или в крайнем случае неупотребления этого слова.

Некоторые методисты отмечают, что целью обучения орфографии является выработка навыка, то есть автоматизированного, а не пропускаемого через сознание написания слов и их форм. Так, Алексей Васильевич Текучев в своем учебнике «Методика русского языка в средней школе» пишет, что «для того, чтобы быть орфографически грамотным, не допускать орфографических ошибок, недостаточно знать принципы орфографии, правила, уметь объяснить написание слов — все эти знания и умения надо обратить в навык». Но это соображение не представляется бесспорным. Навык может быть выработан только в том случае, если написание слова не требует анализа грамматической формы, семантики слова или контекста его употребления, однако многие правила построены именно на таком анализе. Таково, например, правило правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, где для правильного написания необходимо проанализировать не только видовую принадлежность глагола, но и наличие зависимых слов. Таковы правила правописания не с разными частями речи, выбор написания -тся и - ться и многие другие правила.

Орфографии в средней школе всегда уделялось большое внимание. Но если несколько десятилетий назад задача подготовки грамотных учащихся была чуть ли не единственной, то в последнее время из-за акцентирования внимания на развитие связной речи ситуация несколько изменилась.

Хотя орфография представляет собой особый раздел языкознания, в школе она изучается не изолированно, а параллельно с другими разделами языка. Так, некоторые орфографические правила изучаются в связи с фонетикой (звонкие и глухие согласные), другие – в связи с изучением состава слова и словообразования и т.д. Такой путь наиболее оправдан. Но в 10-11 классах и в вузах орфографические правила уже изучаются компактно, изолированно от других разделов языка.

Основной курс орфографии в школе подразумевает, что учащиеся должны: а) получить орфографические знания и б) выработать орфографические умения и навыки.

Орфографические умения — это такие умения, которые обеспечивают грамотное написание слов. Перечислим их:

— умение видеть орфограммы, то есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написания из нескольких вариантов (о или а, е или и, слитно или раздельно, ь или ъ, с ь или без и т.д.). При этом правильным является только один вариант. Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой согласный звук: зу[п], ле[ф] — это опознавательный признак орфограммы-проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное» место, учащиеся должны применить правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определённым признакам, и этому надо специально учить. Чаще всего именно отсутствие этого умения мешает грамотно писать, потому что, зная правило, не все видят в слове место, к которому его нужно применить.

— умение выбирать написание, то есть применять орфографическое правило. Как только ученик нашёл в слове орфограмму, то есть точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов зу[п], ле[ф], учащийся подбирает проверочные слова (зубы, львы), слышит отчётливо согласный звук перед гласным и пишет зуб, лев.

— умение объяснять выбор написания устно и графически. Это умение нужно и когда ученик пишет самостоятельно, и когда анализирует написанное не им. Для развития данного умения, а также внимания и аналитических умений полезнее объяснять выбор написания графически. Например, объясняя выбор букв б и в на конце слов зу[п] и ле[ф], учащийся должен написать так: зуб — зубы; лев - львы (букву ы он в обоих случаях подчёркивает двумя чертами, потому что в данном случае именно она помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ученик переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную форму, при этом «говорящую», так что и ему, и педагогу понятно, почему сделан именно такой выбор.

— умение находить и исправлять ошибки. Данное умение базируется на трёх предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), учащийся должен проделать те же действия: убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам, применить правило, объяснить написание графически. Если в процессе такой проверки ребёнок сам находит свою ошибку и исправляет её, отметка не должна снижаться. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребёнку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

 

Комментарии

  1. Как всегда очень интересно и познавательно. Спасибо, Ольга Валерьевна! Будем стремиться к абсолютной грамотности

    ОтветитьУдалить
  2. всё очень интересно и познавательно, спасибо!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.