Основные принципы русской пунктуации

   


Пунктуация (от лат. punctum — точка) — система знаков препинания, которые вместе с графикой и орфографией являются основными средствами письменного языка. Пунктуация — раздел языкознания, изучающий закономерности этой системы и собственно правила пунктуационного оформления письменного (или печатного) текста.

Главная функция пунктуации — членение текста, способствующее точной и четкой передаче смысла и правильному восприятию написанного текста.

Текст без пунктуации не может быть адекватно воспринят. Только текст, расчлененный знаками препинания в соответствии с пунктуационными правилами, дойдет до адресата именно с тем смыслом, который имел в виду его корреспондент.

В основе современной пунктуационной системы лежат три принципа: грамматический (синтаксический), смысловой и интонационный.

Знаки препинания, употребляемые на основе первого, грамматического, принципа, отражают синтаксическое строение предложения. Этот принцип развил Яков Карлович Грот (1812-1893), писавший, что в основе большинства правил лежит структура предложения. Только знание синтаксиса помогает в этих случаях расставить знаки препинания. Приведем пример.

Когда поезд, прогремев по туннелям, вырвался из желтых гор и как-то с размаху развернулось море, Леля бросилась к окну, вскрикнула, потом оглянулась на мать, и в глазах ее Наталья Петровна увидела неожиданные слезы. (К. Паустовский)

Здесь точка — это сигнал конца предложения, запятые выделяют деепричастный оборот, отделяют однородные придаточные от главного предложения, однородные сказуемые друг от друга в главном предложении, а также последние предложения, объединенные сочинительной связью.  Знаки, обусловленные строением предложения (его синтаксисом), указывающие на грамматическое членение речи, — знаки обязательные. Именно они составляют центр пунктуационной системы и строго регламентируются правилами. Грамматический (синтаксический) принцип – это ведущий принцип русской пунктуации.

Смысловой (логический) принцип, выдвинутый Федором Ивановичем Буслаевым (1818-1898), заключается в том, что во многих правилах пунктуации сведения о структуре предложения дополняются указаниями на смысловые отношения. Например, для того чтобы правильно расставить знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения, надо определить, какая смысловая связь имеется между  предложениями, входящими в его состав.

Смысловой принцип проявляется в тех случаях, когда знаки препинания уточняют структуру предложения, передавая иной смысл. Очень показательна его роль при постановке знаков препинания между согласованными неоднородными определениями:

Нет у природы более талантливых и менее талантливых произведений. Делить на те и другие их можно только с нашей, человеческой точки зрения (В. Солоухин).

Здесь запятая ставится из-за пояснительных отношений, которые связывают эти неоднородные определения: второе раскрывает содержание первого.

Интонационный принцип выдвинул Лев Владимирович Щерба (1880-1944). Интонация всегда помогает правильно и быстро понять текст, подчеркнуть смысловые отношения между его частями. Интонационный принцип удобно рассмотреть на примере бессоюзных сложных предложений: пунктуация в них напрямую зависит от интонационного типа предложения. Перечислительной интонации соответствует запятая (или точка с запятой), интонации пояснительной — двоеточие, интонации  обусловленности (условной, временной и т. п.) или противопоставления — тире.

Случаев, когда на месте пауз нет знака препинания, очень много. И наоборот, правилами пунктуации предусматриваются случаи, когда знак должен стоять там, где в устной речи нет пауз:

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога… (М. Ю. Лермонтов)

Пауза, присутствующая в конце третьей строки, пунктуационно на письме не отражается, так как это не соответствует грамматическому членению предложения, и интонационный принцип нарушается в пользу грамматического. Запятая, стоящая после союза и, показывает структуру предложения, отделяя деепричастный оборот. Интонационный принцип при этом нарушается, так как пауза находится перед союзом, а не после него. Подобные случаи подчеркивают второстепенный характер интонационного принципа русской пунктуации. Иногда учителя, диктуя текст контрольного диктанта, жертвуют интонационным принципом в пользу грамматического, читают подсказывающе те или иные обособленные конструкции. Но не следует это делать.

Названные принципы призваны отражать и синтаксическое (грамматическое) устройство предложения, и его смысл, и его интонацию. Благодаря им письменная форма языка имеет четкую организацию. Разделить смысловую функцию и грамматическую функцию знаков препинания очень трудно, да это и необязательно. Все три принципа действуют часто не отдельно, а в сочетании друг с другом. Смысл выражается средствами лексики и грамматики, а грамматическое членение речи одновременно является членением смысловым (напр., части БСП мы выделяем при помощи грамматического принципа, затем, опираясь на смысловые отношения между частями и на интонацию, выбираем соответствующий знак препинания). В качестве примера, иллюстрирующего это утверждение, можно рассмотреть любое предложение или правило пунктуации. Так, в предложении:

Он играл так, что слушатели замирали в благоговейном восторге, который выражался лишь напряженным дыханием и чуткой тишиной

— части сложноподчиненного предложения имеют синтаксическую форму простых предложений и на этом основании отделены друг от друга запятыми. Кроме того, каждая из частей СП выражает и определенную мысль, и смысловую иерархию частей.

Точно так же в пунктуационном правиле, отменяющем постановку запятой в ССП (так называемом негативном правиле), мы видим действие не какого-либо одного принципа, а учет тех возможностей, которые дают все принципы вместе:

Отделительная запятая в ССП, части которого соединены неповторяющимися союзами и, да (=и), или, либо, не ставится, если эти части:

а) имеют общий второстепенный член предложения — необособленный или обособленный (как правило, стоящий в абсолютном начале такого предложения): Здесь производилась починка часов и принимал заказы сапожник (Б. Пастернак); Вопреки общему мнению, ливень вскоре мало-помалу затих и выглянуло солнце;

б) имеют общее придаточное предложение: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (А. П. Чехов);

в) объединены общим вводным словом (или словосочетанием): К счастью, погода исправилась и можно было продолжать путь;

г) выражены односоставными (назывными) предложениями: Тишина, темнота, одиночество и этот странный шум (К. Симонов);

д) выражены двумя односоставными (безличными) предложениями, у которых в составе главных членов предложения имеются слова-синонимы: Необходимо заполнить ведомость и нужно проставить все оценки;

е) имеют пояснительное значение по отношению к третьей части: Я, кажется, окончательно поправился: исчезла общая слабость и прекратились головные боли;

ж) выражены двумя вопросительными или побудительными (по цели высказывания) предложениями, а также двумя восклицательными (по интонации) предложениями: Когда начнется экзамен и сколько времени дается на подготовку? Подпустить врага и огонь дать по команде! Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И. А. Бунин).

Как видим, снятие запятой между частями сложносочиненного предложения обусловлено или наличием компонента, грамматически связанного с каждой частью сложного предложения, или наличием грамматического параллелизма в синтаксической организации частей сложного предложения. При этом учитывается объединяющая смысловая роль любого из перечисленных в пунктах правила признаков или объединяющая роль интонации.


                                                           Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.