Язык рекламы

Широкое распространение в последние десятилетия рекламы привело к тому, что на стыке официально-делового и публицистического стилей сформировался особый подстиль    язык рекламы.

Поскольку особенность рекламного сообщения состоит в том, что все описываемые в нем предметы представлены в качестве товара, содержание рекламного текста представляет собой положительную информацию о данном товаре и призыв к адресату приобрести его. 

Своеобразие языка рекламы определяется тем, что он может соотноситься со зрительным рядом (печатная реклама в газетах, журналах), со звуковым рядом (на радио), со звуковым и зрительным рядом (в составе телевизионного ролика). Вербальный компонент обычно занимает преимущественное положение, поскольку словесный ряд является неотъемлемой частью содержательно-композиционной структуры любого рекламного текста.

Вербальные тексты строятся по определенному шаблону. Их компонентами являются:

1. ктематоним (от греч. ktema  «имущество» + onima «имя») – словесный компонент торгового знака;

2. слоган  (от англ. slogan – «лозунг, девиз») – лозунг фирмы или рекламной кампании;

3. комментирующая часть (основной текст), раскрывающая содержание ктематонима и функциональное назначение рекламируемого товара в сжатой и выразительной манере;

4. реквизиты – адрес и телефон производителя или распространителя товара.

Слоган – ключевая фраза вербального текста. Это не просто забавная игра слов. Основное назначение слогана – привлечь внимание и побудить к действию.

Существует несколько способов сделать слоган интересным:

§     употребление фразеологических единиц: ВOSCH. Любая задача по зубам. В рекламных текстах нередко используются крылатые слова и выражения, которые обычно перефразируются «в угоду заказчику». Происходит «деформация цитаций»: Билайн. Как много в этой связи! Где наша не пополняла!

§     использование метафор: Ecco. Обувь, которая дышит;Fanta. Апельсиновый заряд.

§     сравнение: LOreal. Ресницы бесконечно длинные, черные, как уголь.

§     гипербола: Ford Focus. Абсолютный контроль над действительностью ; Реклама мебели. Море возможностей, океан фантазии.

§     повтор: Domestos. Нет известкового налета! Нет ржавчины! Ariel. Не просто чисто - безупречно чисто! VICHY. Здоровье для кожи. Здоровье для жизни.

§     каламбур: Хорошие хозяйки любят «Лоск»; Sport Life. Ваше второе дыхание.

§     антитеза: PHILIPS. Широкий экран по низкой цене. Head and shoulders. Любит цвет. Не любит перхоть.

§     параллелизм: Выигрываете вы - выигрывает спорт. Ford. По-новому динамичный. По-прежнему безупречный.

Синтаксис рекламных текстов прост, поскольку рассчитан на быстрое восприятие. Доминирование простого предложения объясняется стремлением как можно короче и яснее сформулировать слоган и комментирующую часть рекламного текста. Оптимальными являются безглагольные, назывные, неполные предложения: Билайн - лидер сотовой связи России; Кондиционеры из Европы. Самые низкие цены. Монтаж без пыли. Любые модели.

 Отличается от телевизионной и печатной реклама в наиболее быстро развивающемся СМИ – Интернете. Интернет – рекламисты обладают меньшими изобразительными ресурсами, чем создатели телерекламы. Однако создаваемые ими визуальные образы не являются статичными, как в печатных изданиях, привлекают внимание пользователей сети. В связи с этим роль собственно текста в интернет – рекламе нивелируется. Вообще же обилие в сети рекламы, называемой спамом («рекламным мусором»), борьба с ней с помощью защитных «фильтров» свидетельствуют о том, что на данном этапе рекламные тексты воспринимаются их «читателями», как правило, негативно.

В рекламных текстах наиболее ярко проявляется функция воздействия – одна из основных функций СМИ. Являясь феноменом коммуникативного пространства, реклама представляет собой одну из развитых и строго нормированных сфер общения. Как показало время, реклама не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности.

Рекламный жанр необычен и требует наличия особых языковых средств для его создания. Основная цель рекламного текста – привлечь внимание потенциальных потребителей, вызвать интерес и стимулировать сбыт. Эффект воздействия рекламы основан на рациональном использовании ряда лингвистических и психологических закономерностей.

 Рекламный текст должен быть доходчивым, лаконичным, выразительным, экстравагантным, здесь не используются сложные синтаксические конструкции и обороты речи, неуместно прибегать к профессиональной лексике и большому количеству иностранных слов. Создание сообщения такого рода – процесс творческий, требующий знаний определенных правил и закономерностей, в том числе правил построения грамотного и выразительного текста.

От того, к какому типу принадлежит рекламное сообщение, во многом зависят особенности и закономерности использования тех или иных стилистических приемов. Различают следующие типы рекламы:

торгово-розничная реклама;

реклама торговой марки;

политическая реклама;

социальная реклама;

корпоративная реклама;

реклама в справочниках;

интерактивная реклама.

Реклама как одна из форм речевой коммуникации имеет интересную особенность: поскольку реклама представляет собой односторонний тип коммуникации, ограничена этическими нормами, юридическими актами, в рекламных текстах наблюдается высокая концентрация разнообразных стилистических приемов.

Существует ряд языковых приемов, регулярно используемых в текстах рекламы:

●Достаточно часто в рекламных сообщениях встречаются предложения, выделенные при помощи особой парцелляции текста. Подобного рода  парцеллированные конструкции строятся по следующему принципу: в первом предложении с помощью существительного называется товар, а в последующих, представляющих его характеристики, содержатся глаголы и прилагательные-сказуемые, соотносимые с этим существительным  (напр., Препарат Санорин. Быстро устраняет заложенность носа. Уменьшает отек слизистой оболочки полости носа. Обеспечивает высокую эффективность благодаря современной дозированной форме. Эффективен и безопасен.) Безусловно, парцелляция относится к области экспрессивного синтаксиса.

·Нередко используются обращения, побудительные конструкции. Употребление вопросительных и восклицательных предложений подчеркивает «призывную» тональность рекламы (напр., Отдыхайте! Теперь забронировать идеальное путешествие с Emirates Holidays легче, чем когда бы то ни было; Volkswagen Golf. Разве не о таком друге ты мечтал? Теперь по новой, привлекательной цене!)

·Для описания предлагаемых в рекламе услуг часто используются отглагольные существительные (напр., Офтальмоферон. Лечение вирусных и аллергических заболеваний глаз; ЛаСтрада. Фотоомоложение. Фотоэпиляция.)

·Реклама может быть обращена к одному человеку или группе людей. Форма обращения зависит от того, какой товар рекламируется. Необходимо также учитывать  возраст потенциального покупателя. Как правило, используется уважительное обращение на Вы , обращение на ты допустимо в рекламе «молодежных» товаров и означает переход к более доверительному общению (напр., Fanta. Готовься к лету! Pepsi. Живи большими глотками!)

·Задача рекламного текста – доказать превосходство пропагандируемого товара. Рекламисты пытаются выделить свой товар из общей массы, употребляя слова с приставками супер-, гипер-, мега-, а также прилагательные, близкие по значению к слову самый : потрясающий, уникальный, выдающийся, эксклюзивный и др. (напр., Конвекторы Noirot. Новейший формат тепла. Уникальные технологии экономии электроэнергии.)

 Язык рекламы – это результат работы специалистов многих отраслей знаний, начиная от филологов и лингвистов и заканчивая копирайтерами и психологами. Язык в рекламе должен отвечать следующим критериям: в минимальном объеме текста должно быть максимальное количество запоминающейся и убедительной информации, при этом, безусловно, нельзя забывать об этических, грамматических и прочих правилах и нормах. 

О.В. Кубаева 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.