Задания по развитию связной речи учащихся

 


Задание 1. Определите способ связи предложений в тексте.

        Заветной мечтой, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростертого на снегу, цели этой Николка достиг. Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и посетить не менее девяти адресов. И много раз в этой беготне Николка терял присутствие духа, и падал, и опять поднимался, и все-таки добился.     (М.А.Булгаков)

Задание 2. Установите принадлежность текста к тому или иному стилю.

      Сейчас у нас в поле зрения, особенно в широких, общедоступных публикациях, в основном факты предупреждений о готовившемся нападении на СССР, о сосредоточении войск на наших границах и т. д. Но в ту пору, как это показывают обнаруженные после разгрома фашистской Германии документы, на стол к И.В.Сталину попадало много донесений совсем другого рода. (Г. К. Жуков)

Задание 3. Какие средства выразительности речи использованы в данном тесте?

Трещал костер, выхватывая из темноты то целое дерево, то куст, а то и всю поляну сразу. И тогда дерево дрожало, куст, казалось, шевелился, а поляна играла бликами. Но так – лишь на несколько секунд, при игре огня. Кругом же была темнота. Только звезды осыпали нас сверху и с боков. Очень яркий Юпитер висел прямо над еле различимым силуэтом леса, будто выглядывая и прислушиваясь к нам. (Г.Троепольский)

Задание 4. Можно ли назвать индивидуально-авторскими единицами выделенные в тексте слова?

Минута: минущая: минешь!

Так мимо же, и страсть и друг!

Да будет выброшено ныне ж –

Что завтра б – вырвано из рук!

Минута: мерящая! Малость

Обмеривающая, слышь:

То никогда не начиналось,

Что кончилось. Так лги ж, так льсти ж.

(...)

Минута: мающая! Мнимость

Вскачь – медлящая! В прах и в хлам

Нас мелящая! Ты, что минешь:

Минута: милостыня псам!..  (М.Цветаева)

Задание 5. Определите, какой тип речи представлен в следующем тексте.

Погода все разыгрывалась. Из серых облаков, покрывавших небо, стал падать мокрыми хлопьями снег, который, едва касаясь земли, таял и увеличивал невылазную грязь. Наконец показывается темная свинцовая полоса, другого края ее не рассмотришь. Эта полоса – Волга. Над Волгой ходит крепковатый ветер и водит взад и вперед медленно приподнимающиеся широкопастые темные волны. (Н.Лесков)

Задание 6. Добавьте элементы монолога в данный диалог.

- Вы откуда такой разбежались, чуть с ног не сбили?

- Я парень, и все. А вы кто?

- Па-рень. Смех один, дай ему отчет, кто я...

- Девушка, у вас голова, как зонт, мокрая! Куда вы идете? К автобусу?

- Аж домой. А вам что?

- Простите... мне? Разрешите с вами познакомиться?

- Смотрите, какой нашелся! Я не знакомлюсь с незнакомыми!

- А мы познакомимся и будем знакомы. Разрешите, а?

- Что разрешить?

- Проводить вас.

- Куда еще?

- Куда вы идете? Дождь ведь!

- Ох, есть еще чудаки на свете! (Ю.Бондарев)

Задание 7. Определите стилевую принадлежность текста. Опишите данное природное явление, преобразуя предложенный для анализа текст   в художественный.

Роса – вид атмосферных осадков, капли воды, осаждающиеся при положительной температуре вечером, ночью и рано утром из приземного слоя воздуха преимущественно на горизонтальных поверхностях растений, почвы, разных предметов, охлажденных вследствие вечернего и ночного излучения.

Задание 8. Добавьте элементы описания в следующий повествовательный текст.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно.Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями, и кочергой трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. Знакомые слова мелькали предо мной... они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (По М.Булгакову)

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.