Лексический состав конструкций с временным значением в русском языке.

 


Лексический состав именных групп, выражающих временные значения, безусловно, ограничен. Многими лингвистами был замечен тот факт, что некоторые существительные с временным значением не могут быть свободными в составе именных групп, определенные группы существительных в русском языке для выражения одного и того же временного значения должны всегда быть в строго закрепленной для этого падежной форме, напр., за названиями дней недели закреплена конструкция в+вин.п. (в понедельник), за названиями месяцев – в+пред.п. (в ноябре) и т.д.

Наиболее полное исследование в области лексического состава именных групп с обстоятельственным временным значением впервые было представлено в работах Т.П. Ломтева. Анализ использования конструкций русского языка со значением времени, проведенный Т.П. Ломтевым, показал, что выбор определенной именной группы с данным значением из рядя синонимичных зависит от ее лексического состава, причем, как показали результаты исследований, это зависит не только от существительных, но не в меньшей мере и от слов-определений. Существительные, бесспорно являющиеся опорными словами в именных группах, образуют семантически однородные лексические группы, которые были названы Т.П. Ломтевым «классами слов». Вслед за ним и М.В. Всеволодовой под классом слов мы будем понимать семантически однородную группу слов внутри части речи, которая участвует в выражении данной лексико-грамматической, синтаксической категории и характеризуется способностью употребляться или не употребляться в определенных словоформах при определенных условиях, вступать или не вступать в сочетания с определенными классами слов других частей речи. Следовательно, класс – это группа слов одной части речи, для которой характерна общность семантики и единство форм употребления при выражении конкретных значений данной категории.

По составу классы слов могут быть открытыми, когда можно продолжить перечень слов, входящих в этот класс. Так, класс слов названий определенных отрезков времени является открытым: трехлетие, пятилетие, тысячелетие и т.д. Большинство же классов слов по своему составу представляют собой закрытую группу, как напр., класс слов названий времен года, названий месяцев, названий дней недели и т.д.

Особенностью предложно-падежных форм с абсолютным временным значением является то, что временное значение их конкретизировано предлогами и семантикой именного компонента. Сема времени входит в состав самих существительных этой группы, что позволяет им более дифференцированно выражать временные отношения. В силу своей семантической принадлежности группы слов с временным значением, участвуя в выражении темпоральных отношений, способствуют определению протяженности, длительности события, а также интервалов между событиями, характеризуют время как состояние события.

Особенностью предложно-падежных форм с относительным временным значением является то, что обобщенную семантику – отношения очередности, последовательности или же совпадения событий в реальной действительности, данные синтаксические построения приобретают в предложении. В позиции единиц измерения времени используются существительные, семантика которых как будто вообще несовместима с обозначением времени. При помещении таких существительных в предложения, выражающие темпоральные отношения, значение конструкции накладывается на их лексическое значение, привнося в него сему темпоральности. В результате такого приращения временного значения к их семантике данные существительные выступают в качестве образных единиц времени: Сто лет тому, при Петре Великом, струился здесь мелкий болотистый ручеек (Б. Садовской).

В настоящий момент исследователи выделяют 10 основных классов слов существительных, выступающих в именных группах со значением времени. Кратко охарактеризует эти классы:

1. Названия временных единиц и их частей: секунда, минута, час, день, сутки, неделя, декада, месяц, квартал, год, век.

Все перечисленные единицы приняты международно. Исключением является слово сутки, которому нет точного эквивалента в некоторых других языках. Так, в английском языке это понятие выражается лишь описательно как twenty four hours (24 часа) или day and night (день и ночь).

2. Названия определенных отрезков времени. В этом классе можно выделить несколько подклассов:

а) трехлетие, пятилетие, столетие, двухсотлетие… Особенностью слов данного класса является то, что все они – слова сложные, в состав которых входят числительное и существительное;

б) названия палеонтологических периодов: неолит, палеолит, мезозой и т.д.;

в) в особый подкласс М.В. Всеволодова выделяет слово сезон.

3. Названия неопределенных отрезков времени: время, миг, момент, мгновение, период, эпоха, эра, срок, промежуток. Некоторые слова данной группы характеризуются общностью семантики, напр., слова миг, мгновение обозначают очень короткие промежутки времени, а слова эпоха, эра – продолжительные временные отрезки. Значения же всех остальных слов этого класса обычно определяются в контексте.

4. Названия частей суток. Этот класс состоит из двух закрытых подклассов:

а) названия основных частей суток: утро, день, вечер, ночь;

б) названия частей суток по положению солнца: полдень, полночь, рассвет, сумерки, заря, восход, закат, заход.

5. Названия времен года: лето, осень, зима, весна.

6. Названия дней недели: понедельник, вторник

7. Названия месяцев: январь, февраль, март…

8. Названия длительных временных периодов по отношению к данному моменту: древность, старина, прошлое, будущее, грядущее.

9. Названия возрастных периодов или периодов развития: детство, юность, молодость, зрелость, старость; малыш, ребенок, мальчик, девочка, девушка, подросток, старик и т.д.

10. Слова, не имеющие лексического значения времени (названия погодных явлений, трапез, социальных формаций и типов правления, имена собственные, названия процессов, действий, мероприятий и т.д.).

Многие из проанализированных нами слов в зависимости от контекста могут выражать разные оттенки значений. Следовательно, данная проблема требует дальнейшего исследования.

Анализируя  средства и способы выражения временных отношений в русском языке, можно прийти к выводу, что каждый язык в поисках точного выражения мысли отбирает из огромного арсенала языковых средств все пригодные для этой цели лексические средства и грамматические формы.

Кубаева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.