Лексический состав конструкций с временным значением в русском языке.
Лексический состав
именных групп, выражающих временные значения, безусловно, ограничен. Многими
лингвистами был замечен тот факт, что некоторые существительные с временным значением
не могут быть свободными в составе именных групп, определенные группы
существительных в русском языке для выражения одного и того же временного
значения должны всегда быть в строго закрепленной для этого падежной форме,
напр., за названиями дней недели закреплена конструкция в+вин.п. (в
понедельник), за названиями месяцев – в+пред.п. (в ноябре) и т.д.
Наиболее полное
исследование в области лексического состава именных групп с обстоятельственным
временным значением впервые было представлено в работах Т.П. Ломтева. Анализ
использования конструкций русского языка со значением времени, проведенный Т.П.
Ломтевым, показал, что выбор определенной именной группы с данным значением из
рядя синонимичных зависит от ее лексического состава, причем, как показали
результаты исследований, это зависит не только от существительных, но не в
меньшей мере и от слов-определений. Существительные, бесспорно являющиеся
опорными словами в именных группах, образуют семантически однородные
лексические группы, которые были названы Т.П. Ломтевым «классами слов». Вслед
за ним и М.В. Всеволодовой под классом слов мы будем понимать семантически
однородную группу слов внутри части речи, которая участвует в выражении данной
лексико-грамматической, синтаксической категории и характеризуется способностью
употребляться или не употребляться в определенных словоформах при определенных
условиях, вступать или не вступать в сочетания с определенными классами слов
других частей речи. Следовательно, класс – это группа слов одной части речи,
для которой характерна общность семантики и единство форм употребления при
выражении конкретных значений данной категории.
По составу классы слов
могут быть открытыми, когда можно продолжить перечень слов, входящих в этот
класс. Так, класс слов названий определенных отрезков времени является
открытым: трехлетие, пятилетие, тысячелетие и т.д. Большинство же классов слов
по своему составу представляют собой закрытую группу, как напр., класс слов
названий времен года, названий месяцев, названий дней недели и т.д.
Особенностью
предложно-падежных форм с абсолютным временным значением является то, что
временное значение их конкретизировано предлогами и семантикой именного
компонента. Сема времени входит в состав самих существительных этой группы, что
позволяет им более дифференцированно выражать временные отношения. В силу своей
семантической принадлежности группы слов с временным значением, участвуя в
выражении темпоральных отношений, способствуют определению протяженности,
длительности события, а также интервалов между событиями, характеризуют время
как состояние события.
Особенностью
предложно-падежных форм с относительным временным значением является то, что
обобщенную семантику – отношения очередности, последовательности или же
совпадения событий в реальной действительности, данные синтаксические построения
приобретают в предложении. В позиции единиц измерения времени используются
существительные, семантика которых как будто вообще несовместима с обозначением
времени. При помещении таких существительных в предложения, выражающие
темпоральные отношения, значение конструкции накладывается на их лексическое
значение, привнося в него сему темпоральности. В результате такого приращения
временного значения к их семантике данные существительные выступают в качестве
образных единиц времени: Сто лет тому, при
Петре Великом, струился здесь мелкий болотистый ручеек (Б. Садовской).
В настоящий момент
исследователи выделяют 10 основных классов слов существительных, выступающих в
именных группах со значением времени. Кратко охарактеризует эти классы:
1. Названия временных
единиц и их частей: секунда, минута, час, день, сутки, неделя,
декада, месяц, квартал, год, век.
Все перечисленные единицы
приняты международно. Исключением является слово сутки, которому нет точного эквивалента в некоторых других языках.
Так, в английском языке это понятие выражается лишь описательно как twenty four hours (24 часа) или day and night (день и ночь).
2. Названия определенных
отрезков времени. В этом классе можно выделить несколько подклассов:
а) трехлетие, пятилетие, столетие, двухсотлетие… Особенностью слов
данного класса является то, что все они – слова сложные, в состав которых
входят числительное и существительное;
б) названия
палеонтологических периодов: неолит,
палеолит, мезозой и т.д.;
в) в особый подкласс М.В.
Всеволодова выделяет слово сезон.
3. Названия
неопределенных отрезков времени: время,
миг, момент, мгновение, период,
эпоха, эра, срок, промежуток. Некоторые слова данной группы характеризуются
общностью семантики, напр., слова миг,
мгновение обозначают очень короткие промежутки времени, а слова эпоха, эра – продолжительные временные
отрезки. Значения же всех остальных слов этого класса обычно определяются в
контексте.
4. Названия частей суток.
Этот класс состоит из двух закрытых подклассов:
а) названия основных
частей суток: утро, день, вечер, ночь;
б) названия частей суток
по положению солнца: полдень, полночь,
рассвет, сумерки, заря, восход,
закат, заход.
5. Названия времен года: лето, осень, зима, весна.
6. Названия дней недели: понедельник, вторник…
7. Названия месяцев:
январь, февраль, март…
8. Названия длительных
временных периодов по отношению к данному моменту: древность, старина, прошлое, будущее, грядущее.
9. Названия возрастных
периодов или периодов развития: детство,
юность, молодость, зрелость,
старость; малыш, ребенок, мальчик, девочка, девушка, подросток, старик и т.д.
10. Слова, не имеющие
лексического значения времени (названия погодных явлений, трапез, социальных
формаций и типов правления, имена собственные, названия процессов, действий,
мероприятий и т.д.).
Многие из
проанализированных нами слов в зависимости от контекста могут выражать разные
оттенки значений. Следовательно, данная проблема требует дальнейшего
исследования.
Анализируя средства и способы выражения временных отношений
в русском языке, можно прийти к выводу, что каждый язык в поисках точного
выражения мысли отбирает из огромного арсенала языковых средств все пригодные
для этой цели лексические средства и грамматические формы.
Кубаева О.В.
Очень познавательно 😊 спасибо вам большое :)
ОтветитьУдалитьБлагодарю за интересный материал
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал!!!
ОтветитьУдалить