Анализ публицистических текстов
Пробки
уйдут с Беговой?
Столичные
власти намерены расширить тоннель под Ленинградским проспектом в районе Беговой
ул. В настоящее время движение здесь осуществляется лишь по трем полосам, что
становится причиной регулярных пробок. Но, возможно, к началу следующего года
прибавятся еще две полосы. Помимо этого в районе тоннеля намерены построить две
эстакады. Одну – разворотную с Ленинградского проспекта в сторону области,
вторую – поворотную с Ленинградского проспекта на ул. Новая Башиловка. (Аргументы и факты)
Тоннель станет шире
В районе Беговой и Новой Башиловки начались давно ожидаемые работы
Как ни
странно, но утром в среду под путепроводом Ленинградского проспекта пробки не
наблюдалось. Ни в сторону Сущевского
Вала, ни в сторону Краснопресненской набережной. Однако было заметно, что
автомобилисты слегка притормаживают, пытаясь разглядеть: что же все-таки
происходит за строительным ограждением? А за ограждением сноровисто работал
кран, время от времени вспыхивали сине-белые вспышки электросварки.
Началось то, чего мы так долго ждали: работы по расширению тоннеля и
сооружению поворотно-разворотных эстакад, которые через ' несколько месяцев
должны в корне изменить ситуацию в одной из наиболее уязвимых точек Третьего
транспортного кольца. (Вечерняя Москва)
На Ленинградском проспекте расширяют тоннель
На Беговой улице начались работы по расширению тоннеля под Ленинградским проспектом. Как сообщил в субботу во время городского объезда мэр Москвы, тоннель, являющийся частью Третьего транспортного кольца и соединяющий Беговую улицу с улицей Новая Башиловка, будет увеличен до 40 метров. Во время строительства будут снесены жилой дом № 36/25 по Беговой улице и трибуны стадиона Юных пионеров. На территории всей развязки установят шумозащитный экран длиной 63 метра и высотой 4 метра, а в прилегающих к развязке жилых домах будут установлены шумозащитные окна. Откроется тоннель в начале следующего года. (Известия)
О
принадлежности этого текста (1) к публицистическому стилю свидетельствует
прежде всего лексика заметки: обнаруживаются журналистские штампы (столичные
власти, в настоящее время, движение осуществляется, становится
причиной), «книжные» (такие слова характерны для всех функциональных
стилей), используемые преимущественно в письменной речи, слова на месте
общеупотребительной нейтральной лексики (намерены вместо хотят;
в районе вместо около, рядом с; прибавятся вместо появятся;
помимо вместо еще), слова, восходящие к разговорной
речи, неуместные в текстах официально-делового и научного стилей (пробка,
уйдет (о пробке). Данный текст информативен, однако в нем обнаруживаются
и средства оценки: лишь указывает на недостаточность трех
полос для движения транспорта, возможно говорит о том, что об
изменениях к лучшему еще рано говорить с полной уверенностью. Вопросительная
интонация заголовка, переданная графически с помощью знака препинания (?), говорит
о том, что автор не уверен в том, что расширение тоннеля решит проблему пробок,
Однако эти оценки не являются авторскими, а отражают обычную ситуацию —
говорить о событии, которое еще не свершилось, можно только в предположительном
плане. Следует заметить, что по тексту заметки невозможно понять, является ли
ее автор сторонником или противником строительства развязки.
Совершенно
иначе строится авторская статья Д. Семенова, журналиста газеты «Вечерняя
Москва», отрывок из которой приводится ниже.
Уже в
подзаголовке статьи (2) обнаруживается словосочетание давно
ожидаемые, указывающее на позицию журналиста: по его мысли,
строительство развязки принесет пользу. И в дальнейшем он выражает твердую
уверенность в том, что изменения будут позитивными: началось то, чего
мы так долго ждали; через несколько месяцев должны в корне изменить ситуацию.
Каков язык
этой статьи? Наряду со штампами (строительное
ограждение, работы по..., поворотно-разворотные эстакады, в корне изменить
ситуацию) автор заметки использует ряд языковых средств, призванных
наделить текст авторскими чертами, сделать его непохожим на другие. Статья
повествует о событии в московской жизни, касающемся рядовых жителей города, и
журналисту необходимо найти верный тон, соответствующий избранной теме. И ему
это удается. Журналист не говорит «заумным» языком: в большинстве случаев он
выбирает слова и словосочетания, устные по происхождению (притормаживать,
пытаться, разглядеть; что же все-таки происходит? — именно так сказали
бы в повседневном разговоре). Журналист упрощает свой текст и синтаксически:
прибегает к парцелляции (разбиению единой синтаксической
конструкции на две самостоятельные: ...пробки не наблюдалось. Ни в
сторону Сущевского Вала, ни в сторону Краснопресненской набережной), имитирует
интонации устной речи (что же все-таки происходит за строительным
ограждением?). Автор ведет доверительную беседу со своим читателем: он
выстраивает текст таким образом, что у читателя возникает ощущение, будто
журналист не только был очевидцем события (пробки не наблюдалось, было
заметно), но и является лицом, разбирающимся в ситуации вообще (как
ни странно ... пробки не наблюдалось, то есть
«обычно они бывают»). Автор не дистанцируется от читателя: он предстает перед
нами как один из водителей, которые пытаются разглядеть: что же
все-таки происходит за строительным ограждением? И рассказывает о том,
что удалось увидеть ему.
(Необходимо
заметить, что фрагмент, в котором, по мысли автора, должен красочно описываться
строительный процесс, не выглядит удачным: словосочетание сноровисто
работал избито и неоригинально, в словосочетании время от
времени вспыхивали сине-белые вспышки электросварки в глаза бросается
тавтология вспыхивали вспышки.)
Наконец,
журналист использует еще одно средство «сближения» с читателем: он
отождествляет его с собой в местоимении мы (мы так долго ждали). Таким
образом, при создании этой статьи автор четко учитывал фактор
адресата, в соответствии с которым следует писать текст, сообразуясь
с ожиданиями потенциального читателя. И если этот читатель признАет его «своим»,
если у него возникнет доверие к автору, тот может считать свою задачу выполненной:
ему удалось «убедить» адресата в своей правоте.
Однако не
во всех случаях использование авторских языковых средств является оправданным.
Вот, например, как описывается строительство развязки на Ленинградском
проспекте в газете «Известия».
Данная
заметка (3) является в чистом виде информационной. Она помещена на восьмой
странице издания среди прочих новостей. А на первой полосе газеты можно
обнаружить следующий анонс: «В Москве сносят стадион и жилой дом.
Чтобы расширить Беговую улицу». На первый план выносится негативная
информация (сносят стадион и жилой дом), которая, если не
знать ситуации в целом, может быть воспринята только отрицательно. Таким
образом, пытаясь вызвать интерес к описываемому событию (этот анонс нужен
только для того, чтобы, увидев крупно набранный заголовок, заинтригованный
читатель купил эту газету), журналисты «Известий» играют на чувствах читателя:
еще не приступив к чтению заметки, он уже возмущен произволом властей, хотя в
самой заметке никакой оценки не содержится.
Еще «ярче»
выглядит заголовок статьи (вполне нейтральной по стилю изложения) на ту же тему
в газете «Московский комсомолец»: «Юных пионеров» задавили бульдозером.
Старейший стадион сносят из-за новой развязки». Негативное отношение
читателя провоцируют словосочетания пионеров задавили, старейший
стадион сносят (слово старейший подразумевает высокую
оценку), предлог из-за, всегда указывающий на причину
какого-либо плохого события (ср. с нейтральным потому что).
Итак, основной
особенностью публицистических текстов является сочетание средств нейтральных и
экспрессивных (средств авторской оценки). Первые преобладают в
информационных текстах, вторые — в оценочных. При этом нейтральные, как
правило, характерны именно для письменных, «книжных» текстов, а экспрессивные
имеют устную природу.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо, было интересно. :)
ОтветитьУдалитьПрочитала на одном дыхании,спасибо,что делитесь такими познавательными текстами)
ОтветитьУдалитьПознавательно💙
ОтветитьУдалить