Принципы расположения учебного материала в школьных программах по русскому языку
Содержание учебного предмета «Русский язык»,
являющегося одним из основных в учебных планах, отражено в программах. Школьная
программа по русскому языку – это государственный документ, определяющий
содержание обучения русскому языку. В настоящее время школы России работают как
минимум по трем государственным программам: стабильная программа Михаила Трофимовича Баранова, Таисы Алексеевны Ладыженской, Николая Максимовича Шанского;
параллельная программа к учебному комплексу
под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой,
программа к учебному комплексу под редакцией Маргариты Михайловны Разумовской. В них
материал расположен в соответствии с разными принципами.
Теоретический
материал в стабильной программе распределен
по разным годам обучения в соответствии с линейно-ступенчатым принципом. Ступенчатость
выражается в том, что некоторые объемные, сложные темы и разделы изучаются в 2 или в 3 этапа. Например,
раздел «Лексика» изучается в 5 и 6 классах. Вопросы, связанные со значением
слова, рассматриваются в 5 классе, а вопросы происхождения и употребления слова
перенесены для изучения в 6 класс. Раздел «Морфология» изучается на протяжении
трех лет (5-7 классы). Некоторые морфологические темы изучаются в 2 этапа (имя
существительное, имя прилагательное, глагол – 5-6 классы). Фонетика и графика
изучаются в 5 классе по линейному принципу, т. е. в один прием. Курс синтаксиса
является предметом изучения в 5, 8-9 классах. В 5 классе в процессе изучения
пропедевтического курса синтаксиса школьники знакомятся с основными
синтаксическими единицами и основными пунктуационными правилами. В этот период
на основе формирования пунктуационных и речевых навыков идет подготовка
учащихся к восприятию систематического курса синтаксиса.
У В.В. Бабайцевой теоретический материал расположен в соответствии с логикой
науки, т.е. по линейному принципу (как в вузе): фонетика, лексика, морфемика,
морфология, синтаксис. Весь учебный материал в программе под редакцией В. В.
Бабайцевой распределен по трем книгам: теоретический курс (5-9 классы),
сборники упражнений по классам и учебное пособие по развитию речи «Русская
речь».
Авторский коллектив программы к учебному комплексу под редакцией
М. М. Разумовской
основную цель обучения русскому языку в общеобразовательном
учебном заведении видит в том, «чтобы обеспечить языковое развитие учащихся,
помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки
грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи,
научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни
как основным средством общения».
Усиление речевой направленности курса
проявляется в том, что теоретические сведения рассматриваются авторами как
система ориентиров, на которые школьники могут опереться в процессе речевой
деятельности.
Материал в данной программе учитывает как
линейный принцип, так и линейно-ступенчатый. Так, фонетика изучается в 5 классе
по линейному принципу, т. е. в один прием; существительное, прилагательное,
глагол, изучаются в два приема (в 5-6 классах); причастие и деепричастие
изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе
(правописание суффиксов причастий, правописание причастий и деепричастий с не - здесь мы наблюдаем изменение
традиционной структуры курса).
Таким
образом, в основу структуры курса русского языка могут быть положены следующие
способы изучения материала:
1)
линейный — раздел изучается в 1 этап,
2)
ступенчатый — раздел изучается в несколько этапов, перебиваясь изучением других
разделов,
3)
концентрический — разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса в
каждом классе. Собственно концентрический принцип используются в программах для
начальных классов (1-4 кл.), когда одни и те же темы изучаются во всех классах,
постепенно расширяясь и углубляясь.
Если
рассматривать предмет «Русский язык» в целом с 1 по 11 класс, то можно говорить
о концентрическом расположении материала («круг»), поскольку начальная школа в
минимально необходимом объеме представляет все разделы курса от фонетики до
синтаксиса. Старшие классы также предполагают возвращение к уже изученным в
среднем звене разделам с их углублением. Среднее звено (5–9 классы) является основным
и относительно самостоятельным и имеет собственную логику построения.
Познавательно
ОтветитьУдалитьАктуально, спасибо
ОтветитьУдалитьАктуально перед пед.практикой
ОтветитьУдалить