Принципы расположения учебного материала в школьных программах по русскому языку

 



Содержание учебного предмета «Русский язык», являющегося одним из основных в учебных планах, отражено в программах. Школьная программа по русскому языку – это государственный документ, определяющий содержание обучения русскому языку. В настоящее время школы России работают как минимум по трем государственным программам: стабильная программа Михаила Трофимовича Баранова, Таисы Алексеевны Ладыженской, Николая Максимовича  Шанского; параллельная программа к учебному комплексу под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой, программа к учебному комплексу под редакцией Маргариты Михайловны Разумовской. В них материал расположен в соответствии с разными принципами.

Теоретический материал в стабильной программе распределен по разным годам обучения в соответствии с линейно-ступенчатым принципом. Ступенчатость выражается в том, что некоторые объемные, сложные темы и разделы изучаются в 2 или в 3 этапа. Например, раздел «Лексика» изучается в 5 и 6 классах. Вопросы, связанные со значением слова, рассматриваются в 5 классе, а вопросы происхождения и употребления слова перенесены для изучения в 6 класс. Раздел «Морфология» изучается на протяжении трех лет (5-7 классы). Некоторые морфологические темы изучаются в 2 этапа (имя существительное, имя прилагательное, глагол – 5-6 классы). Фонетика и графика изучаются в 5 классе по линейному принципу, т. е. в один прием. Курс синтаксиса является предметом изучения в 5, 8-9 классах. В 5 классе в процессе изучения пропедевтического курса синтаксиса школьники знакомятся с основными синтаксическими единицами и основными пунктуационными правилами. В этот период на основе формирования пунктуационных и речевых навыков идет подготовка учащихся к восприятию систематического курса синтаксиса.

У В.В. Бабайцевой теоретический материал  расположен в соответствии с логикой науки, т.е. по линейному принципу (как в вузе): фонетика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Весь учебный материал в программе под редакцией В. В. Бабайцевой распределен по трем книгам: теоретический курс (5-9 классы), сборники упражнений по классам и учебное пособие по развитию речи «Русская речь». 

Авторский коллектив программы к учебному комплексу под редакцией М. М. Разумовской  основную цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении видит в том, «чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения».

Усиление речевой направленности курса проявляется в том, что теоретические сведения рассматриваются авторами как система ориентиров, на которые школьники могут опереться в процессе речевой деятельности.

Материал в данной программе учитывает как линейный принцип, так и линейно-ступенчатый. Так, фонетика изучается в 5 классе по линейному принципу, т. е. в один прием; существительное, прилагательное, глагол, изучаются в два приема (в 5-6 классах); причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе (правописание суффиксов причастий, правописание причастий и деепричастий с не - здесь мы наблюдаем изменение традиционной структуры курса).

Таким образом, в основу структуры курса русского языка могут быть положены следующие способы изучения материала:

1) линейный — раздел изучается в 1 этап,

2) ступенчатый — раздел изучается в несколько этапов, перебиваясь изучением других разделов,

3) концентрический — разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса в каждом классе. Собственно концентрический принцип используются в программах для начальных классов (1-4 кл.), когда одни и те же темы изучаются во всех классах, постепенно расширяясь и углубляясь.

Если рассматривать предмет «Русский язык» в целом с 1 по 11 класс, то можно говорить о концентрическом расположении материала («круг»), поскольку начальная школа в минимально необходимом объеме представляет все разделы курса от фонетики до синтаксиса. Старшие классы также предполагают возвращение к уже изученным в среднем звене разделам с их углублением. Среднее звено (5–9 классы) является основным и относительно самостоятельным и имеет собственную логику построения.

 

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.