Основные принципы русской орфографии

 


Орфография — это раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Основополагающие принципы русской орфографии - морфологический, фонетический, традиционный  и дифференцирующий.

Морфологический принцип является ведущим и регулирует более 90% всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения — редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением (то есть в сильной позиции), а согласные — как в сильной позиции, т.е. в позиции перед гласным или сонорным согласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название — фонематический, морфематический, морфологический, этимологический.

Лев Владимирович Щерба (1880-1944) так описывал этот принцип: «Части слов – морфемы, узнаваемые в разных словах как тождественные, пишутся одинаково, несмотря на различия их произношения… мы пишем каждую морфему всегда по аналогии к ее основной форме». Именно на этом принципе основаны все правила орфографии, требующие подбора проверочных слов при написании безударных гласных, шумных согласных на конце слова и перед согласными, непроизносимых согласных. Мы пишем выпрямить по аналогии с прямо, хотя произносим на месте я звук вроде (и) или (э). Такой же звук слышится в слове серебряный, но мы пишем суффикс –ян по аналогии с полотняный. В слове сад конечная д (произносится (т)) пишется по аналогии с садовый, в слове свистнуть (произносится сви(сн)уть) пишется т по аналогии со свист и т.д.

Помимо русского языка, морфологический принцип широко используется в немецком. Важность его состоит в том, что он делает правописание осмысленным, заставляет нас вдумываться в смысл и внутреннее устройство слова. Благодаря данному принципу правописание в сознании пишущих не является чем-то произвольным, но получает определенное обоснование.

Но морфологический принцип имеет и слабую сторону – некоторый произвол в определении тождественности морфем, установлении этимологических и словообразовательных связей между словами. Дело в том, что некоторые современные связи, которые мы привыкли устанавливать, проверяя написание морфем, оказываются ложными с исторической точки зрения. Мы возводим свидетель к глаголу видеть и пишем через и, хотя исторически это слово связано с глаголом ведать. Мы пишем сс в рассказать, производя этот глагол от сказать, хотя исторически оба глагола  независимо друг от друга восходят к вышедшему из употребления казати.

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться произношение, вызванное позиционными изменениями звуков (как слышишь, так и пишешь). В русской орфографии этот принцип реализован в таких орфографических правилах, как правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить — распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание — роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история — предыстория).  

Этот принцип преобладает в испанском и итальянском правописании. Казалось бы, что писать так, как говоришь, очень просто для пишущего. Но мы все говорим по-разному: одни произносят (дошт), другие – (дош) с долгим мягким (ш) на конце слова, одни скажут разбил(с)я с твердым (с), другие – разбил(с)я с мягким. Есть и диалектные различия, например оканье.

Если бы мы пользовались только фонетическим принципом, наше письмо было бы слишком пестрым и сложным для понимания. В русской орфографии фонетический принцип корректируется морфологическим и историческим (традиционным).

Традиционный принцип (пиши, как писали прежде) отражает  исторические написания, не подчиняющиеся правилам.

Он регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, вокзал), корней с чередованиями (слагать — сложить), написание мягкого знака после шипящих в глагольных формах 2 л. ед. ч. (работаешь, делаешь), мягкого знака после непарных по твердости / мягкости согласных в грамматической функции (нож — рожь), написание г в прилагательных, причастиях, местоимениях в форме род.п. ед.ч. (играющего, твоего), написание ча (ща), чу (щу) и т.д.

Традиционный (исторический) принцип сохраняет написания, противоречащие современному произношению и оправдываемые лишь историей языка. Эти написания либо отражают старое произношение, ныне изменившееся, либо имеют более сложную историю. Исторический принцип играет большую роль во французском, а особенно в английском языке. В русском языке историческими являются, например, написания жи, ши. Л.В. Щерба в работе «Теория русского письма» писал: «Сейчас мы говорим «шы, жы», но пишем ши, жи, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные «ш» и «ж» были еще мягкими». Написание ча тоже историческое, но возникло не потому, что раньше ч действительно произносилось твердо, а по другой причине. В древнерусском языке звук (ч) был мягким, как и сейчас, а написание ча возникло под влиянием церковнославянской графики.

Постепенно количество исторических написаний уменьшается, а правописание приближается к произношению. Мы пишем «по произношению» барсук, лапша, карман, стакан, завтрак, тогда как наши предки писали борсук, лопша, корман, стокан, завтрок. Относительно недавно возникло написание а, вопреки несомненному историческому о, в ловах калач, каракатица, крапива, паром.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), компания (группа людей), кампания (ряд мероприятий), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), Лев (имя) и лев (животное).

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.