Интонирование текста
Выразительному звучанию текста
способствует не только верное паузирование, но и правильная, естественная
интонация, отвечающая требованиям традиционно сложившейся литературной нормы.
В русском языке различаются два основных типа интонации: восходящая (с
повышением тона) и нисходящая (с понижением тона). Восходящую
интонацию можно назвать также интонацией незавершенности, а нисходящую —
интонацией завершенности.
Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей
интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением. Оно
используется для смыслового подчеркивания какого-либо слова или словосочетания
в предложении. Существует определенная закономерность между способами
интонирования и знаками препинания с одной стороны и смысловыми отношениями в
предложении с другой.
1. Нисходящая интонация (понижение
тона) требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:
1) точка: Москва. 7 октября. Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина
открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Марины Цветаевой;
2) многоточие (если
обозначает завершенность мысли): «Петербург взят финнами… Колчак взял Сызрань. Царицын…» (Бунин);
3) запятая в
бессоюзном и сложносочиненном предложениях с перечислительными отношениями
между частями: «В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных
балочках соловьи, не пахнет цветами.
Дневная тоска забыта, все
прощено, и степь легко вдыхает широкой грудью…» (Чехов);
4) точка с запятой (пауза
между частями более продолжительная, чем при запятой);
5) двоеточие в простом
предложении: Предприятию требуются рабочие: слесари, токари, фрезеровщики; в сложном бессоюзном предложении: А
просьба моя состоит в следующем:
берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… (Тургенев).
2.
Восходящая интонация (повышение тона) требуется в тех случаях, когда
употреблены следующие знаки препинания:
1) восклицательный знак: Прошу
внимания! Просьба
прекратить прения!;
2) вопросительный знак: В
чем особенность современного этапа развития общества?;
3) запятая:
а) в ряду однородных членов простого предложения, соединенных бессоюзно или соединительными
союзами и, да (в значении «и»), сопровождается
интонацией однотипного перечисления: Коллектив подобрался деловой, бодрый, энергичный. Каждый
работает с полной отдачей и энтузиазмом;
б) в простом или сложном предложении при наличии противительных (но, а,
однако), разделительных (либо…либо, то…то, не то…не то и
др.), двойных (как…так и; хотя и…, но; если не…то и др.)
союзов сопровождается неоднотипной, неоднородной интонацией: восходящая
интонация сменяется нисходящей: Мал золотник, да дорог. Это не улица, а проспект. В
экономике нет другого выбора: либо сила, либо рубль;
в) в простом предложении при обособленных членах предложения: Редакция
благодарит читателей, приславших свои пожелания. В решении, принятом на совещании, подведены итоги работы. Несмотря на
трудные метеоусловия, трансконтинентальный перелет состоялся;
г) в простом предложении при наличии вводных слов и обращений, если они
выделены в речевой такт, т. е. сопровождаются паузой: По сообщениям печати, визит главы правительства может не
состояться;
д) в сложноподчиненном предложении на границе входящих в него простых
предложений: Мне кажется, что стиль перевода не будет нарушен, если мы в меру и с тактом будем
передавать иностранные пословицы русскими, которые им соответствуют по содержанию и
стилю, особенно в тех случаях, когда буквальный перевод неуклюж и многословен (К.
Чуковский);
4) тире в простом предложении: Жизнь прожить — не
поле перейти. Справа —
море, слева — горы; в сложном предложении: Век живи — век учись.
3.
Логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое
интенсивностью звучания ударного слога) допускается лишь при смысловом
выделении слова и словосочетания во фразе:
1) в
пределах одного простого предложения рекомендуется прибегать к логическому
ударению не более одного раза, подчеркивая таким образом новую, важную для
данного высказывания информацию, т. к. от изменения места логического ударения
меняется смысл сообщения в целом. Например, предложение Пушкин родился
в Москве может иметь три варианта постановки логического ударения в
зависимости от того, на что нужно обратить внимание: а) Пушкин
родился в Москве; б) Пушкин родился в Москве;
в) Пушкин родился в Москве.
Наличие более чем одного логического ударения в простом предложении
допускается в ряду однородных членов, если нужно подчеркнуть каждый из
них: Пушкинский черновик — это драгоценный документ, в
котором зафиксированы все стадии творческого процесса, сохранена
вся его последовательность, все постепенные наслоения;
2) в
связном тексте логическое ударение помогает говорящему четко выделять начало
новой мысли, подчеркивает служебные слова, оформляющие композиционные
зачины: во-первых, во-вторых, таким образом, итак, конечно,
естественно, в конце концов и т. д.;
3) выделяется акцентируемый класс слов, логическое
подчеркивание которых характерно для публичных выступлений, так как при их помощи
оратор выражает свое отношение к предмету речи: очень, совершенно,
абсолютно, никак, опять, вновь, раньше, всегда, ежегодно, обычно; есть, нет,
нельзя, можно, не следует; важно, мало, много и т. д.;
4) выделяются «опорные точки» текста — слова,
называющие объект речи; в первую очередь, это термины, а также слова,
уточняющие их значение.
Спасибо за очень полезную информацию!!!💗
ОтветитьУдалитьРада, что информация вам понравилась!
УдалитьИнтересно. Спасибо🙌🏻
ОтветитьУдалитьБлагодарю за полезную информацию!!🙏
ОтветитьУдалитьБлагодарю вас очень полезная информация😘
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьСпасибо за познавательную информацию🌸
ОтветитьУдалитьСпасибо за столь интересную информацию!
ОтветитьУдалитьбольшое спасибо за познавательный материал!
ОтветитьУдалитьочень информативно! спасибо!
ОтветитьУдалить