Интонирование текста

 



Выразительному звучанию текста способствует не только верное паузирование, но и правильная, естественная интонация, отвечающая требованиям традиционно сложившейся литературной нормы.
В русском языке различаются два основных типа интонации: восходящая (с повышением тона) и нисходящая (с понижением тона). Восходящую интонацию можно назвать также интонацией незавершенности, а нисходящую — интонацией завершенности.
Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением. Оно используется для смыслового подчеркивания какого-либо слова или словосочетания в предложении. Существует определенная закономерность между способами интонирования и знаками препинания с одной стороны и смысловыми отношениями в предложении с другой.

1. Нисходящая интонация (понижение тона) требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:

1) точка: Москва. 7 октября. Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Марины Цветаевой;
2) многоточие (если обозначает завершенность мысли): «Петербург взят финнами… Колчак взял Сызрань. Царицын…» (Бунин);
3) запятая в бессоюзном и сложносочиненном предложениях с перечислительными отношениями между частями: «В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами. Дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вдыхает широкой грудью…» (Чехов);
4) точка с запятой (пауза между частями более продолжительная, чем при запятой);
5) двоеточие в простом предложении: Предприятию требуются рабочие: слесари, токари, фрезеровщикив сложном бессоюзном предложении: А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык (Тургенев).

2. Восходящая интонация (повышение тона) требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:
1) восклицательный знак: Прошу внимания! Просьба прекратить прения!;
2) вопросительный знак: В чем особенность современного этапа развития общества?;
3) запятая:
а) в ряду однородных членов простого предложения, соединенных бессоюзно или соединительными союзами и, да (в значении «и»), сопровождается интонацией однотипного перечисления: Коллектив подобрался деловойбодрыйэнергичный. Каждый работает с полной отдачей и энтузиазмом;
б) в простом или сложном предложении при наличии противительных (но, а, однако), разделительных (либо…либо, то…то, не то…не то и др.), двойных (как…так и; хотя и…, но; если не…то и др.) союзов сопровождается неоднотипной, неоднородной интонацией: восходящая интонация сменяется нисходящей: Мал золотник, да дорог. Это не улица, а проспект. В экономике нет другого выбора: либо сила, либо рубль;
в) в простом предложении при обособленных членах предложения: Редакция благодарит читателей, приславших свои пожелания. В решении, принятом на совещании, подведены итоги работы. Несмотря на трудные метеоусловия, трансконтинентальный перелет состоялся;
г) в простом предложении при наличии вводных слов и обращений, если они выделены в речевой такт, т. е. сопровождаются паузой: По сообщениям печати, визит главы правительства может не состояться;
д) в сложноподчиненном предложении на границе входящих в него простых предложений: Мне кажется, что стиль перевода не будет нарушен, если мы в меру и с тактом будем передавать иностранные пословицы русскими, которые им соответствуют по содержанию и стилю, особенно в тех случаях, когда буквальный перевод неуклюж и многословен (К. Чуковский);

4) тире в простом предложении: Жизнь прожить — не поле перейти. Справа — море, слева — горыв сложном предложении: Век живи — век учись.

3. Логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога) допускается лишь при смысловом выделении слова и словосочетания во фразе:

1) в пределах одного простого предложения рекомендуется прибегать к логическому ударению не более одного раза, подчеркивая таким образом новую, важную для данного высказывания информацию, т. к. от изменения места логического ударения меняется смысл сообщения в целом. Например, предложение Пушкин родился в Москве может иметь три варианта постановки логического ударения в зависимости от того, на что нужно обратить внимание: а) Пушкин родился в Москве; б) Пушкин родился в Москве; в) Пушкин родился в Москве.

Наличие более чем одного логического ударения в простом предложении допускается в ряду однородных членов, если нужно подчеркнуть каждый из них: Пушкинский черновик — это драгоценный документ, в котором зафиксированы все стадии творческого процесса, сохранена вся его последовательность, все постепенные наслоения;

2) в связном тексте логическое ударение помогает говорящему четко выделять начало новой мысли, подчеркивает служебные слова, оформляющие композиционные зачины: во-первых, во-вторых, таким образом, итак, конечно, естественно, в конце концов и т. д.;

3) выделяется акцентируемый класс слов, логическое подчеркивание которых характерно для публичных выступлений, так как при их помощи оратор выражает свое отношение к предмету речи: очень, совершенно, абсолютно, никак, опять, вновь, раньше, всегда, ежегодно, обычно; есть, нет, нельзя, можно, не следует; важно, мало, много и т. д.;

4) выделяются «опорные точки» текста — слова, называющие объект речи; в первую очередь, это термины, а также слова, уточняющие их значение.

Комментарии

  1. Спасибо за очень полезную информацию!!!💗

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю за полезную информацию!!🙏

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю вас очень полезная информация😘

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за познавательную информацию🌸

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за столь интересную информацию!

    ОтветитьУдалить
  6. большое спасибо за познавательный материал!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.