Обучающие диктанты

 


Обучающие диктанты – это своеобразные упражнения по закреплению орфографических правил, по формированию правописных умений и навыков. Они могут проводиться на каждом уроке объяснения нового, на уроках закрепления, обобщения и повторения.

Обучающие диктанты различают по времени объяснения орфограммы (предупредительный, объяснительный и комментированное письмо).

Предупредительный диктант – это вид обучающего диктанта, целью которого является предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Проводится на начальном этапе работы над правилом, когда учащиеся еще не видят нужную орфограмму и могут допустить ошибку в переносе данного правила на не подпадающие под него написания. Предупредить — значит также обратить внимание на случаи, которые вызывают затруднение или в которых, даже зная правило, ученики могут допустить ошибку. Прежде чем сделать запись, учащиеся находят в тексте изучаемые орфограммы, проводят орфографический анализ и объясняют, как напишут слово и почему.

Объяснительный диктант отличается от предупредительного тем, что все  орфограммы анализируются  только после записи текста. Это своеобразный отчет ученика о проделанной работе.

Комментированное письмо - это обучающий диктант, предполагающий объяснение орфограммы в процессе письма. Ученик-комментатор, собираясь писать, проговаривает слово по слогам, четко произнося  все гласные и согласные звуки в соответствии с правописанием, а не с орфоэпическими нормами, и тут же в темпе письма вслух объясняет все орфограммы. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами, например: «ПрИдорожный – близость расположения – пишу «И»,  прИбежать – приближение – пишу «И». К комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма.

Этот диктант предупреждает ошибки, но у него есть существенный недостаток:  не все ученики пишут одновременно с комментатором.

Зрительный диктант — вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

Наиболее эффективным из обучающих диктантов является слухо-зрительный. Текст диктанта заранее пишется на доске либо проецируется на экран. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Затем текст закрывается, и ученики пишут его под диктовку учителя. После записи учащиеся сами проверяют написанное по доске.

Вырабатывает орфографическую зоркость и так называемый самодиктант, или письмо наизусть, по памяти. Для этого диктанта специально подбираются и предварительно разучиваются отрывки из художественных произведений; заучиваемые тексты подвергают орфографическому и пунктуационному анализу коллективно в классе или индивидуально дома. Ребят заранее предупреждают, что им предстоит написать самодиктант на следующем уроке.

Диктант «Проверяю себя» — вид контрольно-обучающего диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне, вырабатывает навыки самопроверки. При проведении диктанта «Проверяю себя» учебная инициатива исходит не от учителя, а от учащихся. Во время записи диктуемого учителем текста школьники пропускают сомнительные орфограммы, а место пропуска подчеркивают (это важно использовать учителю для анализа); после записи  ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарём, справочниками и т.д. После объяснения пропустившие орфограмму вписывают ее, а совершившие ошибку исправляют. При проверке диктанта учитель получает информацию о том, в какой стадии усвоения находится способ действия. Каждый ученик тоже видит то, что еще не усвоено. Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго (одна ошибка считается за две), так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

Подготовленными нередко называют диктанты, тексты которых даются в учебнике русского языка с заданием подготовиться к написанию диктанта.  Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова  пишут под диктовку учителя. Проверяются такие диктанты строго (одна ошибка считается за две). Но при хорошей подготовке такой вид работы может помочь ученику получить отличную оценку.

В школьной практике часто используются обучающие диктанты с изменением текста. Кратко остановимся на них.

Выборочный диктант — это работа над умением правильно «услышать» нужное слово в соответствии с данным заданием. Учитель диктует предложения, а ученики записывают только изучаемые словоформы.  Выборочный диктант развивает умение обнаруживать изучаемые языковые явления.

Разновидностью выборочного диктанта является выборочно-распределительный, когда учащиеся не только выбирают из текста слова с анализируемыми орфограммами, но и классифицируют их, группируют по каким-либо признакам (например,  слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми — в правый).

Распределительный диктант предполагает грамматическое задание, в соответствии с которым языковые единицы, прежде чем записать, необходимо классифицировать, а затем распределить их по двум или трем столбикам, например: в первый столбик записать слова с приставкой пре-, во второй – с приставкой при-.

В ходе творческого диктанта  по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении времен глагола — заменить глаголы прош. времени глаголами наст. времени и т.д. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

К диктантам с изменением текста относят и так называемые свободные диктанты. Это вид работы средний между диктантом и изложением, поскольку способствует развитию связной речи. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения). Каждую часть текста учащиеся записывают по памяти  после повторного её прочтения.  В процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

Графические диктанты – это упражнения с использованием буквенного или цифрового кода, условных графических изображений. Такой вид работы позволяет учащимся на слух определять изучаемые языковые явления в тексте. Преимущества данных диктантов: экономия времени, быстрота проверки, развитие интереса у обучающихся.

В зависимости от графического изображения такие диктанты делятся на буквенные, цифровые и собственно графические.

Материалом для буквенного диктанта служат слова, как правило, на один вид орфограммы (например, правописание приставок пре- и при-). Каждому слову присваивается порядковый номер. Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают не слова целиком, а только нужные в них буквы. В результате получается определенный буквенный код, который легко и быстро проверить.

Цифровой диктант по методике проведения похож на буквенный с той лишь разницей, что в ходе записи выстраивается цифровой код, а не буквенный (например, повторяется тема «Правописание не с различными частями речи»; слитным написаниям присваивается цифра 1, а раздельным – 2 и т.п.).

Графические диктанты (составление схем словосочетаний и предложений на слух) проводятся при изучении пунктуации.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тексты для комплексных диктантов по практическому курсу русского языка

Образование деепричастий. Упражнения и тестовые задания.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Упражнения и тестовые задания.