Обучающие диктанты
Обучающие диктанты
– это своеобразные упражнения по закреплению орфографических правил, по
формированию правописных умений и навыков. Они могут проводиться на каждом уроке
объяснения нового, на уроках закрепления, обобщения и повторения.
Обучающие
диктанты различают по времени объяснения орфограммы (предупредительный, объяснительный
и комментированное письмо).
Предупредительный
диктант – это вид обучающего диктанта, целью
которого является предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм
до записи текста, слова. Проводится на начальном этапе работы над
правилом, когда учащиеся еще не видят нужную орфограмму и могут допустить
ошибку в переносе данного правила на не подпадающие под него написания.
Предупредить — значит также обратить внимание на случаи, которые вызывают
затруднение или в которых, даже зная правило, ученики могут допустить ошибку.
Прежде чем сделать запись, учащиеся находят в тексте изучаемые орфограммы, проводят орфографический анализ и
объясняют, как напишут слово и почему.
Объяснительный диктант
отличается от предупредительного тем, что все орфограммы анализируются только после записи текста. Это своеобразный
отчет ученика о проделанной работе.
Комментированное письмо
- это обучающий диктант, предполагающий объяснение орфограммы в процессе
письма. Ученик-комментатор, собираясь писать, проговаривает слово по слогам,
четко произнося все гласные и согласные
звуки в соответствии с правописанием, а не с орфоэпическими нормами, и тут же в темпе письма вслух объясняет все
орфограммы. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе
теряется связь между словами, например: «ПрИдорожный
– близость расположения – пишу «И», прИбежать – приближение – пишу «И». К комментированию поочерёдно
привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом
применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант
обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку
приёмов применения правила в процессе письма.
Этот диктант
предупреждает ошибки, но у него есть существенный недостаток: не все ученики пишут одновременно с
комментатором.
Зрительный диктант — вид орфографического упражнения,
развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный
на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется,
затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется
проверка.
Наиболее
эффективным из обучающих диктантов является слухо-зрительный. Текст
диктанта заранее пишется на доске либо проецируется на экран. Ученики
внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова
на изучаемые правила. Затем текст закрывается, и ученики пишут его под диктовку
учителя. После записи учащиеся сами проверяют написанное по доске.
Вырабатывает
орфографическую зоркость и так называемый самодиктант, или письмо наизусть, по
памяти. Для
этого диктанта специально подбираются и предварительно разучиваются отрывки из
художественных произведений; заучиваемые тексты подвергают орфографическому и
пунктуационному анализу коллективно в классе или индивидуально дома. Ребят
заранее предупреждают, что им предстоит написать самодиктант на следующем
уроке.
Диктант «Проверяю себя» —
вид контрольно-обучающего диктанта, характеризующийся высоким уровнем
самоконтроля. Способствует
развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному
тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне, вырабатывает навыки
самопроверки. При проведении диктанта «Проверяю себя» учебная инициатива
исходит не от учителя, а от учащихся.
Во время записи диктуемого учителем текста школьники пропускают
сомнительные орфограммы, а место пропуска подчеркивают (это важно использовать учителю для анализа); после
записи ученику разрешается спрашивать учителя, как
пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарём, справочниками и т.д. После
объяснения пропустившие орфограмму вписывают ее, а совершившие ошибку
исправляют. При проверке диктанта учитель получает информацию о том, в какой
стадии усвоения находится способ действия. Каждый ученик тоже видит то, что еще
не усвоено. Если делается
исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время
допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго (одна ошибка
считается за две), так как ученик не увидел орфографически опасных мест.
Подготовленными нередко называют
диктанты, тексты которых даются в учебнике русского языка с заданием
подготовиться к написанию диктанта.
Дома учащиеся
записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова пишут под диктовку учителя. Проверяются такие
диктанты строго (одна ошибка считается за две). Но при хорошей подготовке такой
вид работы может помочь ученику получить отличную оценку.
В школьной практике часто используются обучающие диктанты с
изменением текста. Кратко остановимся на них.
Выборочный диктант — это работа над умением
правильно «услышать» нужное слово в соответствии с данным заданием. Учитель
диктует предложения, а ученики записывают только изучаемые словоформы. Выборочный диктант развивает умение
обнаруживать изучаемые языковые явления.
Разновидностью выборочного диктанта является выборочно-распределительный,
когда учащиеся не только выбирают из текста слова с анализируемыми орфограммами,
но и классифицируют их, группируют по каким-либо признакам (например, слова с проверяемыми безударными гласными
выписываются в левый столбик, с непроверяемыми — в правый).
Распределительный
диктант предполагает грамматическое задание, в
соответствии с которым языковые единицы, прежде чем записать, необходимо классифицировать,
а затем распределить их по двум или трем столбикам, например: в первый столбик записать слова с приставкой
пре-, во второй – с приставкой при-.
В ходе творческого диктанта по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые
слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе
изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения
подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении времен глагола —
заменить глаголы прош. времени глаголами наст. времени и т.д. Вырабатывается
навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о
содержании предложения и его грамматическом оформлении.
К диктантам с изменением текста относят и так называемые свободные
диктанты. Это вид работы средний между диктантом и изложением,
поскольку способствует развитию связной речи. Текст диктуется вначале целиком,
затем по частям (3-4 предложения). Каждую часть текста учащиеся записывают по
памяти после повторного её
прочтения. В процессе записи текста
учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. В
методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию
изложений.
Графические диктанты – это упражнения с использованием буквенного или цифрового кода,
условных графических изображений. Такой вид работы позволяет учащимся на слух
определять изучаемые языковые явления в тексте. Преимущества данных диктантов:
экономия времени, быстрота проверки, развитие интереса у обучающихся.
В зависимости от графического изображения такие диктанты
делятся на буквенные, цифровые и собственно графические.
Материалом для буквенного диктанта служат слова,
как правило, на один вид орфограммы (например, правописание приставок пре- и при-). Каждому слову присваивается порядковый номер. Учитель
диктует слова, а обучающиеся записывают не слова целиком, а только нужные в них
буквы. В результате получается определенный буквенный код, который легко и
быстро проверить.
Цифровой диктант по
методике проведения похож на буквенный с той лишь разницей, что в ходе записи
выстраивается цифровой код, а не буквенный (например, повторяется тема
«Правописание не с различными частями речи»; слитным написаниям присваивается
цифра 1, а раздельным – 2 и т.п.).
Графические диктанты (составление схем словосочетаний и предложений на слух) проводятся при
изучении пунктуации.
очень познавательно!
ОтветитьУдалитьочень информативно! спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень полезно, спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за предоставленную информацию!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за комментарий!
Удалитьочень интересно!
ОтветитьУдалить